На заседании республиканского правительства, состоявшемся второго июня, рассматривался вопрос о «широкомасштабном внедрении проектного управления в органах исполнительной власти всех уровней». Дело, конечно, интересное и, наверное, в чем-то полезное, хотя пока совершенно не ясно, в чем именно. Не исключено, что по указанной причине в раунде вопросов и ответов со стороны бывшего карельского губернатора, а теперь сенатора Сергея Катанандова прозвучало вопрошание о том, насколько все усилия по внедрению проектного управления в регионе могут быть востребованы в практическом смысле – например, при реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Ответ основного докладчика свелся к обобщению о том, что «одно другому не мешает». Хотя, без сомнений, суть дела связана с теми обстоятельствами, в которых одно другому и не помогает.

О перспективах внедрения "проектного управления" в Карелии на заседании республиканского правительства докладывал вице-премьер Юрий Савельев. Фото: gov.karelia.ru
О перспективах внедрения «проектного управления» в Карелии на заседании республиканского правительства докладывал вице-премьер Юрий Савельев. Фото: gov.karelia.ru

Отсыл к реализации ФЦП, прозвучавший на правительственном заседании, совершенно не случаен. Через считанные дни исполняется ровно год с момента утверждения федеральной программы. Соответствующее постановление правительства России было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым девятого июня 2015 года. А это значит, что у «Черники» есть повод заглянуть в текст столь важного документа и постараться выполнить функцию медийно-общественного контроля.

Сразу оговоримся, что, к сожалению, решение основных задач ФЦП – повышение конкурентоспособности базовых, создание новых производств и секторов экономики, инфраструктурное обеспечение экономического развития – не просто буксует, а откровенно проваливается. Связано это не столько с тем, что объем госбюджетного финансирования мероприятий, запланированных на текущий год, был урезан в пятнадцать раз и сегодня составляет лишь 200 миллионов рублей. Основная проблема завала предопределена полным отсутствием так называемых «средств внебюджетных источников». У предприятий-инвесторов просто нет собственных ресурсов.

Справедливости ради стоит указать, что их не было и год назад, но это такой старый попрошайский прием, когда региональные власти откровенно блефуют в надежде, что федеральный центр отвалит серьезную сумму, в проекты влезем, а там по ходу происходящего разберемся. Как известно, Москва «не отвалила», но реализовывать ФЦП призвала, вывернув ситуацию в свою сторону: другими словами, призвав начинать финансировать проекты и мероприятия программы за счет обещанного республикой.

При рассмотрении проекта федерального бюджета-2016 Госдума выделила на реализацию ФЦП развития Карелии только 200 миллионов рублей. Фото: vk.com
При рассмотрении проекта федерального бюджета-2016 Госдума выделила на реализацию ФЦП развития Карелии только 200 миллионов рублей. Фото: vk.com

Напомним те реперные инициативы, которые правительство Александра Худилайнена продавливало год назад, а теперь всячески пытается замолчать.

– Создание завода по производству товарной беленой химико-термомеханической массы, г. Петрозаводск

Кто-то слышал о начале реализации этого проекта? – Конечно, нет. А было обещано 9 миллиардов 392 миллионов рублей прямых частных инвестиций. И это только «планка» на 2016 год.

– Строительство нефтеперерабатывающего завода с нефтебазой в г. Беломорске. 1 миллиард 80 миллионов рублей.

– Строительство международного автомобильного пункта пропуска «Сювяоро» и таможенно-логистического терминала (Лахденпохский муниципальный район). Только представьте – 5 миллиардов 100 миллионов рублей из «внебюджета» совершенно неясного происхождения.

– Комплексное развитие транспортной инфраструктуры г. Кеми (торговый морской порт «Кемь»). 1 миллиард 561,1 миллионов рублей от несуществующего и никогда не существовавшего инвестора.

Ну и, конечно, стоит отметить самый «понятный» проект для жителей столичного Петрозаводска. Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, 0,9 км. Напомним, что на 2016 год были запланированы следующие объемы финансирования. 990 миллионов рублей – субсидии федерального бюджета (через Росавтодор), 110 миллионов рублей – средства консолидированного бюджета республики. Всего: 1 миллиард 100 миллионов рублей.

К строительству Гоголевского путепровода в Петрозаводске не приступали даже на "дальних подступах". Фото: petrozavodsk-mo.ru
К строительству Гоголевского путепровода в Петрозаводске не приступали даже на «дальних подступах». Фото: petrozavodsk-mo.ru

Уже начался июнь, но реализация проекта не началась. Как прекрасно знают сами горожане, не затеялось даже расселение «деревяшек», которые должны быть снесены. А это уже не просто очевидная потеря темпа в управлении и бюджетировании. В принципе, актуальным становится вопрос о персональной ответственности за саботаж принятых политико-административных решений, закрепленных Федеральной целевой программой.