В последние годы многие страны активно внедряли цифровые технологии в образование, считая их ключом к успеху в современном мире. Однако теперь некоторые государства, включая Финляндию, начинают пересматривать свой подход и возвращаются к традиционным методам обучения с использованием бумажных книг и письменных принадлежностей.

Рийхимяки: пилотный проект по отказу от цифровых устройств в школах

Этой осенью ученики в финском городе Рийхимяки, расположенном в 70 км к северу от Хельсинки, ходят на учебу с рюкзаками, полными книг, вместо ноутбуков и планшетов. Это стало результатом решения местных властей отказаться от цифровизации в школах после десятилетия поддерживаемой государством пропаганды использования цифровых устройств в классах.

Основной причиной такого шага стало беспокойство педагогов и родителей по поводу влияния экранов на детей. Многие опасались, что чрезмерное использование цифровых устройств может негативно сказаться на концентрации внимания, способности к обучению и общем развитии школьников. В итоге в Рийхимяки решили вернуться к ручке и бумаге, чтобы «школа не стала одним из мест, где дети будут только смотреть в экраны».

Мнение учеников и результаты перехода на традиционное обучение

Сами школьники также признали, что им не всегда удавалось сосредоточиться на учебных предметах при обучении в цифровом формате. Многие отмечали, что отвлекались на игры, социальные сети и другие развлечения, доступные на ноутбуках и планшетах.

После возвращения к бумажным учебникам и тетрадям ученики заметили улучшение концентрации внимания и скорости усвоения материала. Оказалось, что читать обычные книги быстрее и проще, чем воспринимать информацию с экрана. Кроме того, письмо от руки способствует лучшему запоминанию и пониманию изучаемых тем.

Опыт других стран: Швеция также отказывается от цифрового обучения

Финляндия — не единственная страна, которая решила пересмотреть свой подход к цифровизации в школах. Ранее похожий путь прошла Швеция, известная своим гипертехнологичным подходом к образованию, включая внедрение планшетов даже в детских садах.

Однако чрезмерное увлечение цифровыми технологиями привело к снижению базовых навыков у шведских детей, в частности, они стали гораздо хуже читать. В 2023 году министр по делам школ Швеции Лотта Эдхольм заявила, что государство полностью прекратит цифровое обучение детей до шести лет, а также подчеркнула важность физических книг и учебников для качественного образования.

Вывод: поиск баланса между традиционным и цифровым обучением

Практика скандинавских государств наглядно демонстрирует, что бездумная гонка за цифровизацией школ не всегда приносит желаемые плоды и способна оказать негативное влияние на учащихся. Безусловно, современные технологии играют значимую роль в нынешнем мире, однако они не должны становиться полноценной заменой традиционным образовательным подходам.

Перед педагогами и руководством учебных заведений стоит непростая задача — отыскать золотую середину, идеальное соотношение между применением цифровых устройств и классическими методиками преподавания. Крайне важно, чтобы подрастающее поколение не только осваивало работу с гаджетами, но и развивало базовые навыки: грамотность, умение излагать мысли на бумаге, аналитическое и нестандартное мышление. Именно органичный синтез инновационных и традиционных подходов к обучению может стать залогом эффективной подготовки молодежи к грядущим вызовам и испытаниям будущего.

В нашей стране с конца 2023 года на законодательном уровне введен запрет на использование смартфонов во время уроков, за исключением чрезвычайных ситуаций. Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин подчеркнул, что подобные ограничения давно назрели и приветствуются как родителями, так и учителями в целях укрепления дисциплины. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов, в свою очередь, отметил, что речь не идет о тотальном запрете гаджетов — школьник сможет поддерживать связь с семьей, но применение смартфонов непосредственно в образовательном процессе допустимо лишь с согласия преподавателя.

Опыт различных государств свидетельствует о том, что чрезмерное увлечение цифровизацией образования не всегда себя оправдывает и способно привести к неблагоприятным последствиям. Несмотря на несомненную значимость технологий в современности, они не должны полностью вытеснять проверенные временем методы обучения. Перед школами стоит амбициозная цель — найти оптимальный баланс между использованием цифровых девайсов и классическими педагогическими подходами, чтобы ученики не только осваивали работу с гаджетами, но и развивали ключевые компетенции — грамотность, умение излагать мысли письменно, критическое мышление, креативность. Именно гармоничное переплетение традиционного и инновационного в образовании может стать ключевым фактором успешной подготовки молодых людей к вызовам грядущего.