Чудеса продолжают преследовать тему взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Несколько дней назад заместитель главы Минстроя России Андрей Чибис неожиданно заявил, что «не видит противоречий между налогом на капитальный ремонт и Конституцией Российской Федерации». Ключевое слово в этом пассаже – «налог». Если высокопоставленный чиновник не ошибся, верно использовав правовую категорию, то это переворачивает все представления о взносах на капитальный ремонт как об оплате услуг. Это означает, что граждане должны платить налог. Собирать его должна Федеральная налоговая служба. Средства должны поступать в государственную казну. Все отношения, возникающие в этой сфере, должны регулироваться Налоговым кодексом.
Если же Чибис сказал что-то не так, т.е. взносы – не налог, то тогда оказывается, что не должна применяться система «общего котла», которая «позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях», но не разрешает собственникам общего имущества многоквартирных домов контролировать использование финансовых ресурсов.
И здесь открылась вторая «пропасть». Оказывается, в момент внесения платежи собственников, формирующие фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, перестают быть принадлежащими гражданам, теперь они являются «имуществом регионального оператора». Это – принципиальный момент. Он означает, что «после того, как деньги жильцов перечислены в фонд регионального оператора, они уже не являются средствами собственников жилья».
Данная фраза была зафиксирована в релизе министерства строительства в ЖКХ России, который изначально таргетировал как бы совсем другое положение: «финансирования собственниками не принадлежащего им имущества не происходит, как не происходит и перекладывание обязанностей по содержанию принадлежащего им имущества на третьих лиц». Но фактически за этой словесной эквилибристикой скрываются неограниченные возможности по специфичному пониманию властями системы распределения собранных взносов. Неудивительно, что в некоторых российских регионах установлены факты, когда руководители территориальных фондов капремонта назначили себе оклады, начинающиеся от ста тысяч рублей в месяц, а другие отличились тем, что уже объявили конкурсы на приобретение служебной техники – внедорожников по цене около двух миллионов рублей.
Сколько бы премьер-министр России Дмитрий Медведев ни призывал «жестко пресекать и наказывать попытки нецелевого использования средств на капитальный ремонт, вплоть до возбуждения уголовных дел», никакого профилактического воздействия это не имеет. Объяснение «по-деревянному» лаконично и непробиваемо: «средства собственников не хранятся в виде накоплений, а перечисляются региональному оператору в рамках исполнения обязательств». Кстати, именно на это и указывало отрицательное заключение Генеральной прокуратуры России, в котором непосредственно указывалось, что сформированная система взносов (обязательных платежей) «не оговаривает объемов и сроков распоряжения финансовыми поступлениями, а также не устанавливает порядка их возврата, тем самым создавая условия для невозможности распоряжения собственниками своими деньгами, что является нарушением Конституции».
А теперь от слов к делу. Точнее – к 1353 гражданским делам. По сообщению ряда карельских СМИ, в настоящее время «ведется претензионно-исковая работа в отношении собственников жилья в многоквартирных домах, которые не платят взносы … Фонд капитального ремонта Республики Карелия направил в суд 1353 заявления на два миллиона рублей». Руководство фонда наивно полагает, что теперь в мировых судах можно активно заняться взысканием «задолженности» с владельцев квартир, которые не платят за капитальный ремонт.
Слово «задолженность» совершенно не случайно помещено здесь в кавычки. Дело в том, что статьи 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации (на которые имеются ссылки в полученных гражданами досудебных уведомлениях) содержат нормы, регулирующие отношения, которые возникают при получении жилищно-коммунальных услуг. Но ведь обязанность «своевременно и полностью вносить плату» за полученные услуги никак не соотносится с обещанием получить услугу по капитальному ремонту, например, через 15-20-25 лет. Более того, в свете всего описанного выше … услуга вообще может быть не оказана, так как … еще раз – суммы оплаченных взносов перестают принадлежать гражданам, они становятся «имуществом регионального оператора».