После того, как в Петрозаводске в очередной раз подняли цену на проезд в маршрутках, на большинстве маршрутов с 28 до 32 рублей, ситуацией наконец-то заинтересовалось антимонопольное ведомство. Сообщается, что теперь Карельское УФАС проверит бизнесменов-перевозчиков на предмет сговора и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Сотрудники антимонопольной службы уже запросили документы, чтобы изучить транспортную схему, протяженность маршрутов, их дублирование и прочие обстоятельства. На это по закону может уйти целых три месяца. Тут сразу вспоминается пословица про караван и собак…

До этого мэрия Петрозаводска уже грозила перевозчикам подобными мерами, но выходило это у Ирины Мирошник совсем не убедительно. В который раз можно констатировать, что команда нынешнего сити-менеджера не справляется с нормальной организацией общественного транспорта в карельской столице. Несостоятельность администрации в этом вопросе видна из сравнения цены проезда с другими административными центрами Северо-Запада: в большинстве из них цены за проезд на 2-3 рубля ниже, чем в Петрозаводске, и лишь в заполярном Мурманске плата за проезд по региональному центру сопоставима с нашей.

Однако стоит заметить, что ведь и губернатор Артур Парфенчиков год назад выступал в роли борца с повышением цен в петрозаводских маршрутках. В июне 2018 года, при очередном повышении платы, тогда до 28 рублей, глава Карелии тоже обращался в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность повышения цен в маршрутках Петрозаводска. О чем с гордостью сообщил на своей странице в социальных сетях.

Однако после этого наступило долгое молчание. Губернатор так и не сообщил читателям своей страницы вконтакте и всей заинтересованной общественности о том, чем же закончилось его обращение в УФАС. Но мы и так наглядно видим, что кончилось оно очередным фиаско республиканской исполнительной власти. Тогда, год назад, Парфенчиков ничего не смог сделать с петрозаводскими бизнесменами-перевозчиками. Если он на самом деле этого хотел. С тех пор, когда я еду в грязной, переполненной маршрутке, то часто невольно вспоминаю нашего бравого генерал-губернатора и его очень точную констатацию факта: «При этом автобусы не становятся комфортабельнее, не говоря об элементарной чистоте и культуре обслуживания».

Маршрутные автобусы в Петрозаводске называют «скотовозы». Фото: Алексей Владимиров

К чему же приведет новое обращение в антимонопольное ведомство? Думается, что если не будет принято серьезное политическое решение – опять ничем. Всего лишь пиаром на час, в надежде, что через три месяца все горожане свыкнуться с 32 рублями и все забудут. Ведь эта ситуация, кроме всего прочего, создана неформальными отношениями реальных руководителей Петрозаводского городского округа и частных перевозчиков.

Вопрос простой — сфера общественного транспорта Петрозаводска в первую очередь существует для зарабатывания денег бизнесменами-перевозчиками, или главное — это все-таки удовлетворение нужд всех петрозаводчан в дешевом проезде? Одно с другим, как мы видим, сочетается очень плохо.