Вся надежда на «яйца в малых формах собственности населения»

1
825
Министр экономического развития и промышленности Карелии Олег Арминен выступает на бюджетных слушаниях в республиканском парламенте. Фото: Валерий Поташов
Министр экономического развития и промышленности Карелии Олег Арминен выступает на бюджетных слушаниях в республиканском парламенте. Фото: Валерий Поташов

Публичные слушания по проекту регионального бюджета уже давно превратились в Карелии в пустую формальность, необходимую для соблюдения утвержденного ритуала дележки финансового «пирога», испеченного республиканским правительством без особых кулинарных фантазий. Карельскую общественность больше не интересует ни рецепт этого «пирога», ни его вкус, ни даже кому предназначаются самые лакомые куски. Подавляющее большинство участников слушаний в последние годы составляют руководители республиканских министерств и ведомств и депутаты местного парламента, которым, собственно, и предстоит принимать основной финансовый закон региона.

Вот и на слушания 16 ноября, где обсуждался проект бюджета Карелии на 2017, собрались, в основном, министерские чиновники и представители парламентской оппозиции, которые воспользовались этой возможностью задать неудобные вопросы первым лицам республиканского правительства. Правда, времени на вопросы оказалось немного, поскольку большую часть слушаний его участникам пришлось заслушивать доклады карельского министра экономического развития и промышленности Олега Арминена, министра финансов Ирины Ахокас и председателя Контрольно-счетной палаты Светланы Токаревой.

На слушаниях. Фото: Валерий Поташов
На слушаниях. Фото: Валерий Поташов

Суть этих докладов вкратце такова: развитие региональной экономики в следующем году ожидается в условиях геополитической нестабильности и действия экономических санкций, однако, несмотря на это, республиканские власти прогнозируют небольшой производственный рост и оживление инвестиционной активности. Тем не менее, Карелия снова не сможет обеспечить себя собственными доходами, и размер ее бюджетного дефицита составит 1,9 миллиарда рублей (при общей сумме доходов 30,3 миллиарда рублей и расходов – 32,2 миллиарда), а государственный долг вырастет до 24,9 миллиарда.

Примечательно, что ни министр экономического развития, ни министр финансов предпочли не акцентировать внимание собравшихся на федеральной целевой программе развития Карелии до 2020 года, которую еще совсем недавно карельские чиновники называли локомотивом региональной экономики. Напомню, что согласно этой программе ежегодный объем федерального финансирования ее мероприятий должен составлять 3 миллиарда рублей. В уходящем году Карелия этой суммы так и не получила, и, судя по выступлениям на слушаниях, в следующем году на обещанные Москвой миллиарды республике также рассчитывать не стоит. Во всяком случае, карельский министр финансов Ирина Ахокас упомянула лишь о 169 миллионах рублей, которые должны поступить из федерального бюджета на создание промышленных парков.

Министр финансов Карелии Ирина Ахокас. Фото: Валерий Поташов
Министр финансов Карелии Ирина Ахокас. Фото: Валерий Поташов

Уже после того, как слушания завершились, «Черника» попросила главу Минфина Карелии уточнить судьбу обещанных трех миллиардов, и вот, что мы услышали от госпожи Ахокас в ответ:

«Пока в федеральном бюджете распределены средства, которые мы видим, это сумма на строительство промышленных площадок – 169 миллионов рублей. Подтверждена сумма на строительство Гоголевского моста – 600 миллионов рублей и плюс средства, которые в текущем году были предусмотрены. И, собственно, средства бюджета Республики Карелия в сумме 56 миллионов рублей. Естественно, субсидии выделяются из федерального бюджета в течение года и распределяются правительством России уже после принятия закона о бюджете, и мы надеемся, что все-таки федеральное правительство обеспечит предоставление республике субсидий на те направления, которые предусмотрены программой».

В общем, пока никаких трех миллиардов Карелии не светит, и можно говорить о срыве федерального финансирования ФЦП развития республики до 2020 года, которую команда действующего карельского губернатора Александра Худилайнена до сих пор считала чуть ли не главным своим достижением. Стоит ли тогда всерьез воспринимать остальные цифры и инвестиционные проекты, заложенные в ФЦП, если федеральные власти, утвердившие программу, не в состоянии выполнить собственные обязательства? Или кто-то считает, что внебюджетное финансирование программы более надежно, чем федеральные ассигнования?

Депутат парламента Карелии от КПРФ Валерий Шоттуев. Фото: Валерий Поташов
Депутат парламента Карелии от КПРФ Валерий Шоттуев. Фото: Валерий Поташов

Между тем многих участников слушаний позабавил ответ министра сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии Всеволода Телицына на вопрос депутата республиканского парламента от КПРФ Валерия Шоттуева, который попросил правительственных чиновников объяснить, откуда те ждут рост производства яиц, если в регионе закрылись все птицефабрики. «Эти цифры у нас рассчитаны и связаны с ростом производства яиц в малых формах собственности населения», – заявил глава карельского Минсельхоза Телицын.

Стоит ли после этого удивляться, что когда на слушаниях дошла речь до обсуждения проекта республиканского бюджета, на парламентскую трибуну вышел предприниматель из Петрозаводска Виталий Флеганов, который не только подверг сомнению все представленные правительственными чиновниками прогнозные показатели, но и назвал сам бюджет «бездарищем». «В Карелии инвестиционный и бюджетный кризис», – констатировал предприниматель. Однако правительственные чиновники встретили его выступление снисходительными улыбками: «бездарище» не «бездарище», а с нынешним депутатским корпусом в республике будет принят любой бюджет