В минувшие новогодние каникулы на карельском участке российско-финляндской границы наблюдался непривычный уже для последних лет ажиотаж. Как ни старались федеральные телеканалы убедить россиян отдыхать в зимние праздники на родине, многие жители Карелии воспользовались этими затяжными выходными, чтобы отправиться в соседнюю Финляндию и другие европейские страны. Очередь на самом оживленном пункте перехода границы Вяртсиля-Ниирала растянулась на несколько десятков машин. Похожую картину можно было увидеть и в Мурманской области на границе с Норвегией.

Туристический поток в соседнюю с Карелией страну начал увеличиваться в конце прошлого года, когда из-за роста цен на нефть рубль немного укрепил свои позиции по отношению к евро. По данным Пограничной службы Финляндии, в декабре 2016-го через пункт перехода Вяртсиля-Ниирала проследовали свыше 103,6 тысячи человек, что на 7% больше, чем в ноябре. Причем, рост произошел именно благодаря увеличению потока российских граждан – их доля в общем количестве граждан, пересекающих границу, выросла с 33% до 41% и превысила 42,5 тысячи человек, тогда как доля финских граждан упала с 66% до 58% и составила около 60,3 тысячи человек. Очевидно, на расчетливых финнов так же повлияло укрепление рубля – покупать бензин и спиртное в России стало не столь выгодно, как прежде, и граждане соседней страны сократили свои поездки в Карелию.

Однако о восстановлении прежнего туристического потока на карельском участке российско-финляндской границы говорить пока не приходится. Общее количество пересечений границы по-прежнему снижается. Так, самый популярный на территории Карелии пункт перехода Вяртсиля-Ниирала в ушедшем году пересекли около 1 миллиона 449 тысяч человек, что на 92,5 тысячи или на 6% меньше, чем в 2015 году. А это означает, что на новые пункты перехода границы карельским властям в ближайшие годы рассчитывать не стоит. Напомню, что республиканское руководство не раз поднимало вопрос о необходимости открытия многостороннего автомобильного пункта пропуска Сювяоро-Париккала на юго-западе Карелии. Обустройство пограничной и таможенной инфраструктуры в этом районе даже попало в Федеральную целевую программу развития республики до 2020 года, однако финская сторона довольно прохладно отнеслась к этой идее – соседи не готовы тратиться на содержание еще одного пункта перехода границы, когда другие задействованы далеко не на полную мощность.