Несколько дней назад заинтересованной публике был представлен проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Документ подготовлен Фондом «Центр стратегических разработок» по заданию федерального правительства. Проект стратегии представляет собой очень важный труд, поскольку выступает документом стратегического планирования, разработанным по поручению российского президента. Сама стратегия закрепит цели, задачи научно-технологической и инновационной политики в стране и основные принципы данной политики.

Проект стратегии был разработан по поручению президента. Фото: президент.рф
Проект стратегии был разработан по поручению президента. Фото: президент.рф

Прежде всего, стоит отметить, что авторы вполне адекватно характеризуют обстоятельства разработки стратегии: «В условиях затяжного глобального социально-экономического кризиса и применения рядом стран ограничительных экономических мер против Российской Федерации. Исходная ситуация характеризуется наличием краткосрочного спада и прогнозируемого замедления роста российской экономики в долгосрочной перспективе, глобального снижения цен на основные сырьевые товары, являвшиеся в последние десятилетия основой российского экспорта. Данные условия будут задавать набор жестких бюджетных ограничений для Российской Федерации при реализации государственных программ».

На период действия стратегии России придется иметь дело с целым комплексом «больших вызовов» – совокупностью проблем и возможностей, реакция на которые признается обществом и государством на данный период времени своей главной задачей. Эти вызовы относятся к разряду «больших», т.к. обладают следующими характеристиками: а) затрагивают ключевые общественные блага: безопасность, здоровье и качество жизни людей, доступность обществу и его членам ресурсов экономического роста и развития, устойчивость последнего, главные этические ценности; б) несут в себе системные риски для критически важных инфраструктур и общественных систем страны либо отражают большие потенциальные, но автоматически не реализуемые возможности социально-экономического развития.

НТР

Именно в системе появления новых угроз национальной и социетальной безопасности, имеющих комплексный характер, что связано с ростом глобальной и региональной нестабильности, в России должна быть сформирована «новая волна технологических изменений». Приведенный перечень «больших вызовов», встающих перед российским обществом и государством, не является исчерпывающим. «Большие вызовы» определяют государственную политику Российской Федерации, в том числе политику в сфере науки и технологий. Последняя выступает инструментом, вооружающим общество знаниями, необходимыми для ответа на актуальные вызовы, что предполагает воплощение знаний и технологий в инновации и требует расширения научно-технологической политики за счёт тесной координации с инновационной политикой.
Очень важный момент национальной стратегии научно-технологического развития определяет то, что к настоящему времени в стране «сложилась сеть регионов с сильными инновационными программами». Именно по пути поддержки лидеров и предложено двигаться в дальнейшем. Концентрация основных ресурсов и усилий в региональном приложении – довольно сложное, но принципиальное решение, которое фактически закрепляет на институциональном уровне регионы, склонные к конкуренции в общенациональном и мировом масштабе, и, можно сказать, всех остальных.

В стратегии непосредственно указано: «Для Российской Федерации должна быть поставлена цель формирования значимых в мировом масштабе специализированных исследовательских регионов». Это предлагается сделать «посредством комплекса инвестиционных (финансовых) и организационно-правовых механизмов». При этом в качестве первого шага указывается «поддержка формирования «инновационных округов» на базе университетских кампусов, региональных инновационных кластеров, крупных городских агломераций, в которых сосредоточена исследовательская и инновационная активность в Российской Федерации». А далее следует их перечень: «инновационный центр «Сколково», проект «ИнноТомск» Администрации Томской области и Томского консорциума университетов и научных организаций; создание особой экономической зоны и университета Иннополис в агломерации Казани; развитие Научно-технологической долины МГУ «Воробьевы горы»».

Сколково. Фото: moscowcom.ru
Сколково. Фото: moscowcom.ru

Конечно, для жителей Республики Карелия актуальной становится проблема: как стоит оценивать инновационный потенциал нашего региона, насколько он вписывается в перспективную инфраструктуру научно-технологического будущего страны? – Ответ на эти вопросы обнаруживается в разделе «Сценарии научно-технологического развития», который перечисляет «перспективные для России новые сектора экономики», связанные, с одной стороны, с прогнозной оценкой складывающегося к 2035 году рынка, а с другой – с приоритетами, предусмотренными Национальной технологической инициативой президента Российской Федерации. Они следующие:

– сектор беспилотных транспортных средств, повышающих и упрощающих мобильность людей, на порядок повышающих производительность транспортных процессов;

– сектор систем, базирующихся на достижениях в биотехнологиях и обеспечивающих резкий рост продолжительности активной и здоровой жизни, а также получение новых эффективных средств лечения целого комплекса сложных заболеваний, которые становятся всё более распространенными в современном мире в силу нарастающих изменений образа жизни людей и общей продолжительности их жизни;

– сектор ранее недостижимых средств межличностных и человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов;

– сектор новых технологических решений, прежде всего, обеспечивающих интеллектуализацию и распределенный характер энергетики, которые способны поменять саму архитектуру энергетических рынков, преобразовать его в «умную сеть», открыть новые большие рынки, например, по управлению спросом на электрическую энергию и ее хранение.

На границе Карелии. Фото: vk.com
На границе Карелии. Фото: vk.com

Очевидно, что все инновационные сектора экономики находятся за пределами той регионально ориентированной системы хозяйствования, которая создается в Карелии. Как говорится, почувствуйте разницу. Особенно при ознакомлении с приоритетами так называемого «проектного управления» в развитии республики или при сравнении с «первой приоритетной сферой инвестиционной активности в регионе», указанной в действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия – «модернизация (структурная, техническая, организационная) регионального лесного комплекса». День и ночь.