Есть на территории Лоухского района национальный парк «Паанаярви». Парк прекрасен, я там был два раза и надеюсь побывать ещё. Ежегодно парк принимает около 6-7 тысяч туристов. Но есть краеугольная проблема — дорога.

В своё время, а точнее в начале 90-х, более 30 лет назад, Пяозерским леспромхозом была построена лесовозная дорога, проходившая через территорию парка и выходившая на лесосеку за его территорией. Соответственно, эта дорога использовалась и для посещения парка и используется до сих пор. Потом Пяозерский ЛПХ обанкротился, как и все остальные ЛПХ района, а дорога была передана печально известному ООО «ФинТек». Когда же финтековская опупея пришла к своему опупеозу, различные государственные органы начали, наконец-то, различные движения.

В частности, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 3 октября 2023 года передача дороги в пользование «ФинТеку» была признана незаконной, и земля, отведённая в своё время Пяозерскому ЛПХ под строительство дороги была изъята в пользу государства, а фактическим владельцем дороги признано ФГБУ «Национальный парк «Паанаярви». Ну и, собственно, так эта дорога и используется на сегодняшний день, как подъезд к парку. Но юридического собственника у дороги нет, как нет и определённого статуса.

И да, по мере сил парк дорогу обслуживал. Ровнял после весенней распутицы, подсыпал размывы… Но назревала радикальная проблема — мосты. На данной дороге девять мостов, причём это не какая-то труба под полотном. Один из этих мостов вы можете видеть на фото. И на том же фото вы можете оценить состояние этого моста, причём фото сделано 4 года назад, и за это время мостам лучше не стало.

Фото из соцсетей

На сегодняшний день мосты в критическом состоянии, и какой-нибудь из них может рухнуть в любой момент. А это означает прекращение доступа в парк, потому что другой дороги нет. Научные сотрудники, конечно, доберутся, им не привыкать, но туризм на этом закончится. На сегодняшний день уже закрыто движение по дороге для транспортных средств грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн, именно из-за состояния мостов.

Парк, как выше указано, учреждение бюджетное, и ремонт мостов не потянет никак. Тем более, судя по виду, тут никакой ремонт не поможет, мосты надо строить заново. А о финансовых возможностях парка можно судить вот по этому посту из их паблика, где сотрудники радуются выделенным по федеральной программе (!) средствам, на которые получилось смонтировать пластиковый пешеходный мостик через маленькую речушку.

Ситуация не просто тревожная, ситуация критическая. А ведь развитие туризма – одна из главных тем вещания руководства республики. В декабре прошлого года с сотрудниками парка в Пяозерском встречалась министр природных ресурсов и экологии Республики Карелия Янина Свидская. Но всё, о чём удалось договориться, это о необходимости создания рабочей группы по данной проблеме. Создана ли такая группа, наработала ли она что-то, неизвестно.

И казалось бы, ситуация тупиковая, решения даже не на горизонте. Но не тут-то было. За дело взялся самый, по мнению многих, решительный и эффективный борец с местными проблемами, депутат ЗакСа от Лоухского района, а, по мнению некоторых карельских политолухов, будущий глава карельского отделения КПРФ и кандидат в депутаты Государственной думы, господин Монастыршин. 14 сентября сего года г-н Монастыршин выложил у себя на страничке вот этот пост.

Рассказывая о проблемах с дорогой к национальному парку, г-н Монастыршин заявляет, цитата: «В настоящее время инициирую проверку ситуации. Планируется направить депутатские запросы в профильные ведомства для установления ответственного за содержание дороги и выяснения причин отсутствия ремонтных работ».

Те, кто следит за депутатской деятельностью г-на Монастыршина, те знают, что это его стандартная и отработанная тактика. Есть проблема? Пишем заявление, желательно в прокуратуру, так солидней, в каковом заявлении указываем: «требую обязать [нужное лицо вставить] выполнить [нужное действие вставить]». Выкладываем постик со сканом этого запроса, собираем лайки и восторженные комментарии от поклонников (у вышеуказанного поста более ста лайков). Тактика беспроигрышная. Если проблема решена (пусть даже и независимо от депутатского заявления) – можно записать в личные заслуги. Проблема не решена – разводим руками, мол, этим [нужное вставить] даже прокуратура не указ, но вы же видели, я боролся!

В любом случае перед нами народный герой. Действует, безусловно, не на всех, но на всех и не надо. Достаточно мотивировать сходить на выборы даже минимальное количество электората, так как немотивированные на выборы вообще не ходят. И вот новый срок (в хорошем смысле) в кармане.

Но, как говорится в одном анекдоте, «Не прокатило». Отработанная годами и казавшаяся безотказной система засбоила. Заявление писать не на кого, так как за дорогу никто не отвечает.

Но не таков наш писучий борец за народное счастье, чтобы пасовать перед такими мелочами. Если того, на которого можно написать заявление нет, то его надо назначить! Волей, данной депутату народом. А теперь, уважаемые земляки, давайте попробуем догадаться, кого г-н Монастыршин счёл ответственным за проблемную дорогу?

Ну, фактический владелец дороги, по решению суда, ФГБУ «Национальный парк «Паанаярви», ну и реально эта дорога на сегодня представляет собой подъездной путь к парку. Буквы «Ф» и «Г» означают «федеральное государственное», из чего логично следует, что забота об этом ФГБУ лежит на соответствующем федеральном ведомстве, в нашем случае на  Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Ну или, на худой конец, на соответствующем региональном ведомстве, но в качестве посредника.

Что же наш правдоруб? Написал он заявление на московских чиновников, ну или хотя бы на петрозаводских? Разве остановит непримиримого борца за справедливость конфликт с Москвой или Петрозаводском?

Не будем гадать. Вчера человек, непосредственно причастный к происходящему, написал мне, что г-н Монастыршин написал в правоохранительные органы заявление, где требует обязать к обслуживанию нашей многострадальной дороги… администрацию Кестеньгского сельского поселения! А пока вы пытаетесь найти здесь хоть какую-то логику, я замечу, что предъявлять претензии маленькому поселению, дело абсолютно безопасное, в отличие от предъяв федеральному ведомству.

Но ладно, как говорят в государстве 404: «логика – цэ москальска лженаука». Обратимся к сухим цифрам. Для примера, в этом году в Лоухском районе был заменён аварийный мост на въезде в деревню Нильмогуба. Заметим, что размеры этого моста уступают размерам мостов на дороге в национальный парк. Работы по мосту в Нильмогубе обошлись республиканскому бюджету в 40 (сорок) миллионов рублей.

Один мост, меньших размеров. Напомню, на обсуждаемой дороге их девять. Доходная часть бюджета Кестеньгского сельского поселения за прошлый год составила менее 12 миллионов рублей. Внимание, вопрос: на что рассчитывает г-н Монастыршин? Может он имеет целью разорить поселение? Мне лично, почему-то, вспоминается русская поговорка «моё дело прокукарекать, а там хоть не рассветай». Впрочем, зная, как болезненно относится г-н Монастыршин к упоминанию представителей животного мира, заявляю, что поговорка к нему не имеет никакого отношения и носит абстрактный характер.

Но вернёмся от бестолковой популистской суеты депутата к реальной жизни. Как я уже писал, ситуация критическая, сообщение с национальным парком может быть прервано в любой момент, а, учитывая высоту мостов, можно дождаться и трагических последствий. Понятно, что это проблема не уровня поселения, района, да и не уровня депутата Монастыршина. Реально решить её может только Москва. А работой с федеральными структурами, надо полагать, должно заниматься республиканское профильное ведомство, в нашем случае Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Вот от них-то и хотелось бы получить комментарий о наличии каких-либо перспектив.

Редакция «Черники» подготовила запрос о данной проблеме министру природных ресурсов и экологии Республики Карелия Янине Свидской.