Как сообщил 1 марта официальный Интернет-портал Республики Карелия, глава региона обсудил с Советом Законодательного собрания РК новую структуру карельского правительства. Пока это проектный документ, но степень его проработки, к сожалению, свидетельствует, что очередное перемещение «карт в колоде» не только не сделает работу республиканского руководства более эффективной, но, напротив, создаст целый ряд административно-бюрократических проблем.
Постараемся вчитаться в официальное сообщение и последовательно прокомментировать его очевидные содержательные изъяны.
«В первую очередь, в новой структуре Правительства региона появится должность Председателя Правительства. Это позволит четко разделить функции Правительства и высшего должностного лица — Главы Республики Карелия»
– В регионе уже существовала такая властная конструкция. Однако затем было принято решение от нее отказаться. Поскольку предлагаемая «новация» – предельно важное решение, требующее изменений в Конституции Карелии, то отложим на более поздний срок полемику по данному вопросу. Очевидно, что он станет предметом торга на уровне фракционных взаимодействий. Пока же можно зафиксировать лишь то, что в предлагаемом решении просматривается сугубо технократический подход. Председатель республиканского правительства должен быть абсолютно лояльным губернатору и политически бесцветным, а значит, и слабым руководителем.
«Введение должности Председателя Правительства позволит обеспечить оперативное управление работой Правительства, и направить ее на эффективное решение задач, поставленных руководителем республики»
– Прочитать можно и по-другому: председатель правительства будет отвечать за все проблемы и беды. И если в очередной раз какой-либо федеральный министр доложит первому лицу государства, что в регионе «саботаж», то глава Карелии как бы получит условную возможность «перевести стрелки» и постараться отвести от себя град критики. Хотя, конечно, все понимают, что «за ситуацию на территории» отвечает в первую очередь губернатор.
«В проекте структуры региональных органов исполнительной власти предлагается сократить число заместителей с восьми до двух – по региональной политике и руководителя Администрации Главы Карелии, которые также будут входить в состав Правительства.»
– Здесь два принципиальных момента. Во-первых, два заместителя губернатора будут иметь разительно отличающиеся номенклатурные веса. Одно дело – заместитель, являющийся одновременно руководителем губернаторской администрации, у которого в прямом подчинении более сотни сотрудников, и совсем другое – заместитель, аппарат которого – пара технических консультантов. Во-вторых, при включении заместителей губернатора в состав правительства возникает неразрешимый вопрос: подчиняются ли они премьер-министру? Если да, то получается, что он, а не губернатор и есть их непосредственный руководитель. Если нет, то выходит, что в правительстве будут двое неприкасаемых, кто даже премьеру не подчиняется.
«У Председателя Правительства, в свою очередь, будут заместители по трем ключевым направлениям: по вопросам экономики и финансов, по социальным вопросам, а также по развитию инфраструктуры»
– А это, как говорится, «для полного комплекта». Давайте зададимся сугубо субординационным вопрошанием: как будет устроено взаимодействие главы республики и, например, министра экономического развития? Глава сможет напрямую давать поручения министру? Если да, то зачем тогда премьер и заместитель премьера по вопросам экономики и финансов? Или же глава должен будет направлять документы председателю правительства, тот – своему заместителю по вопросам экономики и финансов, а уже тот – непосредственно министру? При этом, конечно, стоит иметь в виду, что именно в министерстве работает почти сотня исполнителей. А секретариаты премьера и его любого заместителя обречены по-почтальонски «работать с документами», но не принимать никаких менеджерских решений. В дополнение формируется модель управления, при которой совершенно неясно, кто персонально отвечает за реализацию экономической (или, например, инвестиционной) политики? Руководитель профильного министерства, заместитель премьера по финансово-экономическому направлению, председатель правительства или все-таки глава республики?
Таким образом, наряду с рассмотренными общими проблемами (которые при ближайшем рассмотрении оказываются не столь уж общими в плане всеохватности и имеют вполне очевидный и довольно узкий практический смысл) нетрудно выделить и более частные. Они проявятся при фокусировании на конкретном направлении деятельности республиканской властной структуры, на реализуемой ею конкретной программе. И связано это будет с персонально заточенными кадровыми решениями. Более таргетированно – кому придется выполнять трехходовку «чемодан-вокзал-Гатчина».