Как администрация Кондопожского района, под видом улучшения условий для учащихся, рассорила педагогические коллективы двух школ и спровоцировала бунт родителей в городе бумажников. «Черника» разбиралась в скандальной ситуации.

Операция «оптимизация»

Как известно, оптимизация — это выбор наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности. Однако карельские чиновники, вероятно, совсем иначе понимают смысл этого процесса. Как правило, под видом улучшения происходит банальное сокращение штатов и создание невыносимых условий для граждан. Чаще всего жертвами такой чиновничьей «оптимизации» становятся стратегически важные направления для общества – образование,  здравоохранение и культура.

Скандальная ситуация произошла в Кондопоге. Глава администрации района Виталий Садовников и его окружение решили в очередной раз найти лазейку для экономии бюджетных средств и решили принести в жертву «оптимизации» две школы — №6 и №7. Точнее, провести присоединение одного учебного заведения к другому. Повод нашелся. По словам Садовникова, в школе №6 не имеется условий для комфортного размещения детей и работников. Главный корпус школы находится в приспособленном здании (оно было построено как общежитие), нет спортивного зала, а всего лишь гимнастический, отсутствует также актовый зал, вызывает претензии помещение столовой и все это не подходит под санитарные нормы и правила. Зато все это есть в школе №7, которая рассчитана на 1050 человек, а посещает ее около 350 детей. В школе имеется актовый зал, два спортивных зала, вместительная столовая.

Школа №6 Фото: Алексей Владимиров

Правда, глава администрации скромно умолчал, что школа №6 существует уже 50 лет, считается одной из престижных в городе, куда родители очень хотят устроить своих детей. Но, вероятно, чиновник районного пошиба думает только о деньгах, а не о детях и работниках, поэтому и затеял очередную «оптимизацию».

Кондопога городок небольшой, поэтому в марте об этой реорганизации, а точнее, об уплотнении школ, стало известно и родителям, и трудовым коллективам обоих образовательных учреждений. Естественно, возникли вопросы.

Школа №7. Фото: Алексей Владимиров

Чиновниками была создана рабочая группа, которую возглавил Садовников. В неё привлекли руководителей и специалистов администрации, в основном,  бухгалтеров, а также трёх депутатов от ЦБК. Пожалуй, единственным специалистом, которого включили в рабочую группу и который там действительно должен быть – это руководитель управления образования и культуры района Александр Навалов. Пригласить в рабочую группу профильных специалистов, психолога, представителей рабочих коллективов обеих школ и родительских комитетов Виталий Михайлович, вероятно, не посчитал нужным. Объясняться с учителями и родителями назначили Навалова. Сам же Садовников предпочел наблюдать за всем происходящим со стороны и в диалог с гражданами не вступать.

«Руки прочь от наших детей!»

Узнав о происходящем, родительская общественность возмутилась. Представители родительского комитета школы №6 решили ознакомиться с «комфортными условиями размещения детей», о которых пишет Садовников на своей странице в соцсети «ВКонтакте». По словам родителей — то, что они увидели, просто повергло их в шок. Как выяснилось, администрация района долгое время не вкладывала деньги в ремонт школы №7, которая с годами пришла в плачевное состояние.

Входная зона седьмой школы
Входная зона седьмой школы

«На первом этаже воняет канализацией, на стенах грибок, пол и стены требуют хотя бы банального косметического ремонта. Висящие провода и приклеенные скотчем элементы стеклопакетов… И сюда собираются переводить наших детей? — рассказывает мама одного из учащихся. — Мы ни в коем случае не хотим обидеть детей и рабочий коллектив седьмой школы. Претензии не к ним, а к чиновникам администрации и депутатам. Это как же нужно ненавидеть свой край, чтобы до такого свинского состояния довести помещения школы».

Вероятно, по мнению администрации Кондопожского района именно так должно выглядеть комфортное помещение для размещения детей.

Хочется заметить, что все же в школе №7 ремонт проводился. Это видно. Но финансовые вложения были очень скудные.

После экскурсии, 14 апреля, в шестой школе состоялся сход родителей. На вопросы разгневанных граждан отвечал Александр Навалов. Ни Садовников, ни депутаты, ни другие члены рабочей группы явиться на встречу с родителями не посчитали нужным.

Александр Навалов отвечает на вопросы родителей. Фото: Алексей Владимиров

В фойе школы царила напряженная обстановка. Естественно, никакой информацией люди не располагали. У родителей бытовало мнение, что отдельно стоящее здание бывшего лицея (относится к школе №6) кому-то приглянулось и чиновники в сговоре с потенциальным покупателем затеяли эти манипуляции под предлогом «оптимизации».

Александр Навалов отвечал на многочисленные вопросы, но ничего нового он не мог сказать. Видно было, что чиновник сам не обладает информацией. А родители давали волю чувствам. Очень экспрессивно выступила Екатерина Андреева.

Фото: Алексей Владимиров

— Мы специально купили квартиру в этом районе рядом с шестой школой, чтобы нашим детям было комфортно добираться. Сейчас мой ребенок спокойно самостоятельно добирается до школы. Мы специально пытались попасть к определенному преподавателю и что видим сейчас? Какие-то люди из мэрии решили выселить нас из уютного здания, в которое и учителя, и родители душу вкладывают, а нас сейчас хотят закинуть в так называемое комфортное помещение.

Мы все сегодня видели это помещение и у меня слов нет. Так резать по живому может только враг, который ненавидит нас. Дальше. Что будет с людьми, которые работают в обеих школах? Ведь при слиянии учебных заведений кого-то нужно будет уволить. То есть людей просто выкинут на улицу, зато деньги будут сэкономлены. Так нельзя поступать ни с детьми, ни с учителями. Руки прочь от наших детей! Они [чиновники] просто уничтожают образование в городе. Знаете, это вредительство какое-то.

Родители потребовали от Александра Навалова гарантию, что если слияние школ все же произойдет, их детей будут обучать те же учителя, которые обучают сейчас. Александр Владимирович такой гарантии не дал. Не смог также начальник управления образования и культуры района пояснить, является ли здание седьмой школы аварийным и почему помещения учебного заведения доведены до такого состояния. Однако нужно отдать должное Навалову, он единственный, кто взял на себя смелость вступить в диалог с родителями, а Садовников, депутаты и остальная компания, вероятно, выглядывали из-за угла и затаенно ждали, чем закончится эта встреча.

Очень насторожило выступление еще одной родительницы. Как оказалось, она работает в местном отделе полиции.

Фото: Алексей Владимиров

— Александр Владимирович [Навалов], я работаю в Кондопожском отделе полиции начальником отдела дознания. В этом городе я работаю два года и что хочу сказать, 70% несовершеннолетних, которых мы привлекали к уголовной ответственности – это седьмая школа. В шестой школе нет никого вообще, даже на учете в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) не состоят. Вы понимаете, что это будет за объединение? Это будет битва титанов.

У родителей было очень много вопросов, например, кто все затеял, кто включен в рабочую группу, разрабатывающую эту «реструктуризацию», почему нет конструктивного диалога с родительским комитетом. На данном этапе и родители, и рабочий коллектив школы против такой формы объединения, которую придумали чиновники. Однако все сошлись во мнении, что стоит пригласить Уполномоченного по правам ребенка в Карелии Геннадия Сараева, чтобы тот ознакомился с ситуацией и дал оценку происходящему. Родители также заявили, что будут идти до конца и «стучаться во все двери», раз местное самоуправление относится к ним с такой надменностью.

«Школьное безумие»

В свою очередь рабочий коллектив школы №7 принял действия родителей и коллег шестой школы, как личное оскорбление. Например, преподаватель Марина Тимохина написала пост в соцсети «ВКонтакте» о том, что она думает по этому поводу. Правда, номера школ не указаны. «Черника» цитирует полностью этот текст без правок:

Скриншот из соцсети «ВКонтакте»

«Вам встречались люди, которые считают себя лучше других? Наверняка, у каждого есть такие знакомые. К сожалению, такие люди все чаще встречаются среди учителей.

Непонятно, по каким причинам педагоги одной школьной организации позволяют открыто заявлять, что они лучше педагогов другой школьной организации. Они не боятся смело выступать с такими заявлениями на родительских собраниях, бравируя своим превосходством и открыто унижая учителей других школ. При этом большинство из них даже не знакомо с теми, кого считает «ниже» и «хуже» себя.

Квалифицированный педагог с большим стажем работы, имея определенные достижения и награды, втихаря пробирается к школе, что-то фотографирует и позволяет себе выложить это на всеобщее обозрение, давая повод другим распространять негативную информацию. Простите, но такой человек не достоин называться педагогом. Как он может учить детей хорошему, нести мир и добро, если сам, причем сознательно, является источником негатива.

А школьный буллинг? Это явление распространено среди детей. Однако на протяжении последних недель этим занимаются педагоги «элитной» школы, внушая детям и родителям, что в другой школе дети какие-то не такие, они хуже. И самое ужасное, что может случиться — оказаться в одной школе с ними. Простите, но это уже нарушает основы Конституции, Конвенции о правах ребенка и Рекомендации ЮНЕСКО «О Положении Учителей».

Низко и подло, господа, и очень жаль, что опытные, когда-то достойные хорошие педагоги позволяют себе опуститься до уровня склочных скандальных дам. И тем более обидно, что твой ребенок учится именно в такой школе, которая по праву считалась достойной, с хорошим образованием, но в последнее время все силы пустила на то, чтобы посредством детей и родителей, через унижения и оскорбления детей и учителей другой школы доказать, что только они в городе достойны звания самых лучших педагогов».

Людей можно понять. Они отдали этому учебному заведению не один и не два года, это их жизнь. А дети… Они везде одинаковы, во всех учебных заведениях их нужно обучать и воспитывать. И все же надо знать меру. Кстати, рабочий коллектив седьмой школы тоже не горит желанием с кем-то соединяться.

После возникновения скандала напрашивается вопрос: может, это было запланировано чиновниками во главе с Виталием Садовниковым? Столкнуть лбами два рабочих коллектива, родителей и под шумок провести слияние? Например, во время длительных школьных каникул.

«Масонский» треугольник главы администрации Садовникова

Мы уже говорили, что глава администрации Кондопожского района Виталий Садовников разъяснял ситуацию вокруг слияния школ.

Виталий Садовников. Скриншот из видеовыступления Садовникова

Он опубликовал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» пост. В свойственной ему манере муниципальный служащий начал вести разъяснительную работу, вероятно, по его мнению, «не обезображенному интеллектом электорату», о пользе для кондопожан таких манипуляций со школами. Не поленился чиновник нарисовать треугольник с пояснениями, странным образом напоминающий масонский знак Великой Ложи России.

Скриншот из соцсети «ВКонтакте»
Масонский знак Великой Ложи России.

В своем посте Садовников коснулся слияния школ, разъясняя гражданам, что они не понимают мудрого решения слуг народа и свалившегося на них блага.

— Сбалансированность и целесообразность использования помещений должны быть в приоритете. Недопустима растрата бюджетных средств. Например, МОУ СОШ №7 рассчитана на 1050 человек, а посещает ее около 350 детей. В школе имеется актовый зал, спортивный зал, вместительная столовая. В корпусе МОУ СОШ №6 таких условий не имеется, главный корпус школы находится в приспособленном здании (оно было построено как общежитие). На рабочих группах совместно с депутатами города и района, вместе со всеми заинтересованными лицами обсуждаются вопросы, касающиеся рациональности использования ресурсов, комфортного размещения детей и работников.

Правда, реакция граждан была для Садовникова неожиданной.

— Виталий Михайлович, почему же в седьмой школе, где есть все условия, так мало детей? А в «нетиповое» здание шестой школы на протяжении многих лет родители стремятся записать своих детей, зная о том, что здесь маленький спортивный зал и нет актового зала. Значит, дело не только в материальном, а в той атмосфере, что есть в шестой школе, в качестве обучения, в сильном, слаженном, сплоченном педагогическом коллективе. В шестой школе оборудованные кабинеты, оснащённые современной техникой, детям комфортно. Шестая школа — школа с давними традициями, где каждый ребенок на виду. Район, где расположена шестая школа, благоприятен и для младших, и для старших классов, в отличие от района седьмой школы. Где здравый смысл? Не убивайте сложившиеся традиции и не уничтожайте то, что было создано не одним поколением руководителей и учителей! Сохраните нашу школу! — пишет Елена Павлова.

В общем, не понял «неблагодарный электорат» страданий районного чиновника о благе народа…

Вместо эпилога

Процесс реорганизации путем слияния двух школ — очень сложный, особенно в психологическом плане. Здесь затрагиваются интересы несовершеннолетних и тем, кто задумал это мероприятие, нужно быть особо внимательными. Подобные действия без одобрения правительства Карелии ни один муниципальный чиновник проводить не будет.

Подобный опыт в Кондопоге уже был. В 2016 году к школе №6 присоединили Лицей имени А.С. Пушкина. Однако перед началом реорганизации администрация Кондопожского района учла все риски. Объявила конкурс среди директоров. Тогда присоединить к себе лицей изъявили желание седьмая, восьмая и шестая школы. Победила школа №6.

Однако, чтобы все прошло безболезненно, районная администрация организовала цикл материалов в СМИ, предоставляя журналистам всю имеющуюся информацию, приглашая на все заседания, круглые столы и встречи, обеспечивая документами и комментариями экспертов. Тогдашний директор школы № 6 Вера Михайловна Слясская провела большую разъяснительную работу с родителями и детьми, общественностью. С каждым учителем разговаривали индивидуально и были созданы все условия для комфортной работы.

Что мы видим сейчас? Презрительно разговаривающий «через губу» глава администрации района Садовников, у которого постоянно «нет денег» ни на образование, ни на культуру, ни на социальные программы в городе. Рассорившиеся рабочие коллективы двух школ и оскорбительные посты в соцсетях. Чем закончится этот социальный взрыв в Кондопоге – покажет время. «Черника» будет следить за развитием событий.