Вчера на сайте карельской епархии появились размышления руководителя миссионерского отдела епархии священника Виктора Заровняева. Под названием «Раз в крещенский вечерок». В этой статье он предупреждает:
«Как провести святки, т.е. святые дни? И вот здесь нужно решить: я христианин или нет. Если я крещен и ношу крестик не в качестве украшения, то святые дни между двумя праздниками я провожу в более тесном общении с Богом. И, конечно, для христианина это не «вечерок». Вечером накануне праздника христианин идет в храм на Великое повечерие (вечерня дня служилась утром). «Великое» во всех отношениях.
Что же насчет баллады Жуковского? Я встречал даже среди крещеных и, вроде бы, верующих людей, даже культурологов интерес к гаданиям в эти дни. Оправдывали себя любители древних народных традиций как раз ссылкой на балладу «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
Но, во-первых, кто бы что не написал, христианин слушает голос Матери – Церкви. Который совершенно четко запрещает данные оккультные практики как движение к демоническому миру. Но Христос, придя в мир, принес прощение и милость. Может быть, Он благословил и гадания? Ничуть. Гадания и прочий оккультизм остаются смертным грехом…»
Далее глава миссионерского отдела заявляет, что сам русский поэт Жуковский не был проповедником гаданий, а обличил их в своей балладе как ложь. Дескать, автор поэмы призывает Светлану не гадать о будущем, а доверять Божьему промыслу. После чего перешел к анализу великого произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»:
«Любившая все таинственное и, в частности, гадания Татьяна Ларина («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны» и т.д.), в последний момент отказывается от намерения гадать перед Крещением:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Тут руководитель миссионерского отдела кажется забыл продолжение этих строк Александра Сергеевича Пушкина:
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
На всякий случай напомним, что Лель — персонаж народно-поэтического творчества, восходящий к языческой мифологии, где он считался богом любви и брака. А знаменитый литературовед Юрий Лотман слова о том, что «Татьяна поясок шелковый сняла» комментировал так: Это не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста. Это доказывается особой функцией пояса, зафиксированной в ряде этнографических описаний русских поверий: «Существуют и особые средства борьбы с чарами колдуна. Это прежде всего меры профилактические — обереги. Таковым является постоянное ношение пояса. То есть сняв пояс, Татьяна сознательно приглашает «нечистую силу» встретить ее во сне. Для этого же она по ритуалу таких гаданий кладет под подушку магический предмет, зеркало…
Уже чертовщина какая-то… Надеюсь, после осознания данного факта иерархи РПЦ не будут требовать исключения «Евгения Онегина» из школьной программы? А ведь у Пушкина еще есть «Сказка о попе и работнике его балде». Или известное письмо Петру Чаадаеву, что характерно, написанное Александром Сергеевичем уже в зрелые годы:
«Что касается духовенства, оно вне общества, оно еще носит бороду. Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, оно не принадлежит к хорошему обществу. Оно не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов — у него одна только страсть к власти. Потому его боятся. И, я знаю, некто, несмотря на все свое упорство, согнулся перед ним в трудных обстоятельствах — что в свое время меня взбесило. Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью, но не следовало этого говорить».
Возвращаясь к статье руководителя миссионерского отдела карельской епархии, хочется заметить удивительный парадокс. Иерархи РПЦ постоянно претендуют на то, что именно церковь выражает духовные традиции русского народа. Но сами же они с этими традициями и борются, причем все активнее! Ведь Святки всегда были общенародным праздником, сопровождавшимся народными гуляниями, гаданиями и колядованием, именно это и отразила великая русская литература.
А еще мы можем наблюдать похожую историю борьбы РПЦ с традициями карельского народа, когда ее представители или активисты выступают то против празднования в честь доброго духа карельского рождества Сюндю, то против карельского праздника Кегри. (Наша публикация на эту тему — Как православные активисты обвинили карельскую культуру в сатанизме).
К счастью, пока в российской Конституции имеется статья 14, устанавливающая, что Россия — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И эту статью нужно соблюдать и беречь. Хотя бы для того, чтобы потом нас не заставили забыть старые обычаи или переписывать произведения Александра Сергеевича Пушкина.