Может быть, только я обратил на это внимание, но в последний год в правительстве Карелии перестали говорить о миллионах туристов, посещающих республику. Теперь высокопоставленные карельские чиновники, отвечающие за развитие этой отрасли, предпочитают оперировать цифрами только «организованных» туристов, хотя, на мой взгляд, и они завышены, поскольку в статистику зачастую попадают одни и те же гости Карелии, побывавшие на ее разных туристических объектах.

Вот, в частности, на недавнем правительственном совещании по вопросам развития внутреннего и въездного туризма, республиканские власти поставили задачу увеличить к 2020 году количество организованных туристов в Карелии до миллиона человек. Сейчас их число в карельском кабмине оценивают в 760 тысяч, а еще год назад губернатор Александр Худилайнен приводил в Москве совсем другие цифры – будто бы республику ежегодно посещают более двух миллионов туристов.

Миллионы туристов из года в год "шагали" по отчетам карельских чиновников. Коллаж: Черника
Миллионы туристов из года в год «шагали» по отчетам карельских чиновников. Коллаж: Черника

Надеюсь, в правительстве Карелии все-таки решили трезво взглянуть на ситуацию в туристической отрасли региона, которая выглядит далеко не так радужно, как ее представляет в российской столице республиканское руководство. Достаточно сказать, что в обнародованном в начале декабря Национальном туристическом рейтинге Карелия оказалась только в третьей десятке, заняв лишь 22 место (в 2015 году республика была на седьмой позиции). В основу этого рейтинга легли свыше 60 показателей – от количества гостиниц и ресторанов до объема налоговых поступлений в бюджет от предприятий туристической отрасли.

Так выглядит первая десятка Национального туристического рейтинга-2016
Так выглядит первая десятка Национального туристического рейтинга-2016

Интересно, что в первую десятку из регионов Северо-Западного федерального округа попали только Санкт-Петербург и Калининградская область. Северная столица, которая является одним из самых известных в мире российских городов, заняла в рейтинге вторую строчку, ненамного уступив Москве. А вот Калининградскую область эксперты расположили на девятом месте.

«В первую десятку в этом году вошли Татарстан и Приморский край, вытеснив Карелию и Ярославскую область, – отмечают составители рейтинга. – В Карелии, прекрасном и удивительном крае озер, по-прежнему есть проблемы с инфраструктурой и нехваткой качественных и доступных средств размещения».

Цены в карельских отелях "бюджетному" туристу не по карману. Фото: Губернiя Daily
Цены в карельских отелях «бюджетному» туристу не по карману. Фото: Губернiя Daily

«Проблемы с инфраструктурой» – это, пожалуй, мягко сказано. Минувшей осенью мне довелось проехать через всю Псковскую область, которую принято считать самым депрессивным регионом Северо-Запада России. Мой путь пролегал по участкам федеральных трасс, по проселочным дорогам, по улицам районных центров и обычных деревень, и должен признать, что по сравнению с Карелией автодорожная сеть Псковской области выглядит почти идеальной. Я не встретил ни одной – повторю: ни одной! – не заделанной ямки, хотя в сельской местности псковские дороги, конечно, тоже изобилуют ухабами. При этом бюджетные расходы области и республики на дорожное хозяйство не слишком различаются в цифрах – три-четыре миллиарда рублей.

Обычная дорога в Псковской области. Фото: Валерий Поташов

С такими дорогами рассчитывать на привлечение к 2020 году миллиона организованных туристов в Карелию просто наивно. Большинство уникальных исторических памятников и природных красот республики доступно сегодня лишь обладателям вездеходов и вертолетов. Да и, прямо скажем, несоответствующие качеству предлагаемых услуг цены в карельских гостиницах и на транспорте отпугивают от республики многих российских и даже зарубежных туристов.

Как результат – за 11 месяцев уходящего года объем оказанных в Карелии туристических услуг упал, согласно данным Росстата, почти на 6% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом и составил около 730 миллионов рублей. Республика явно проигрывает борьбу за отечественного туриста, который уходит в более гостеприимные регионы с менее дорогим и качественным сервисом.