«К черту вашу взрослую жизнь» – такую надпись два дня назад я увидела на разрисованном граффити длинном бетонном заборе, который тянется вдоль реки Лососинки в Петрозаводске. И на этой же тропе через несколько минут встретила группу подростков в грязной, не по размеру одежде, с немытыми лицами и какими-то отсутствующими взглядами. Четыре мальчика и две девочки лет 12-14 почему-то с утра были не в школе, а болтались в пригородном лесу. Мальчишки, которые шли позади меня, держали у лица пакеты с каким-то темным веществом, но спешно засовывали зелье в карманы, когда я оборачивалась. На вопрос, зачем они вдыхают эту дрянь, ребята хором ответили, что они «не дышат». И убежали вперед от назойливого внимания случайной прохожей…

Подростки поспешили скрыться. Фото: Татьяна Смирнова
Подростки поспешили скрыться. Фото: Татьяна Смирнова

Эта встреча вспомнилась мне вчера на заседании «круглого стола» Общественной палаты Карелии с темой «Профилактика детского суицида. Как не допустить трагедии». Его организаторами стали комиссия по вопросам гражданского общества и межнациональных отношений ОП РК и юридическая служба по защите прав журналистов и блогеров. Сегодня российское общество перевозбуждено темой вовлечения детей и подростков в интернет-группы, организаторы которых идеализируют уход из жизни. Нельзя сказать, что в связи с этим поветрием в Карелии среди детей увеличилось число суицидальных актов. Как говорится, и слава Богу. Нам – взрослым – надо играть на опережение. Не так, как уже десятилетия происходит с юношеской токсикоманией – она на виду, а побороть ее общество со всеми его образовательными, медицинскими, правоохранительными ресурсами не в состоянии…

Елена Пальцева. Фото: facebook.com
Елена Пальцева. Фото: facebook.com

– Тема «круглого стола», безусловно, очень сложная и актуальная, – сказала во вступительном слове его модератор, руководитель комиссии  по вопросам гражданского общества и межнациональных отношений ОП РК Елена Пальцева. – Подготовка к нашему мероприятию заняла много времени и по сложности оно лично для меня оказалось куда сложнее темы противодействия экстремизму. Главная причина тут – психологическая, так как речь идет о наших с вами детях, которые под влиянием медиапространства, под влиянием друзей, трудных жизненных ситуациях идут на безумный поступок – самоубийство, самый противоестественный акт, который только может совершить человек. Провоцирующих факторов много, и интернет – важнейший из них. По статистике 84% детей являются  пользователями интернет (думаю, эта цифра была бы выше, если бы интернет был во всех уголках России). 10 лет – средний возраст, с которого ребенок становится самостоятельным пользователем соцсетей. Интернет-проект «МедиаГвардия» подсчитал, что только в российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти» сегодня состоит более 70 тысяч подростков, в украинском – порядка 35 тысяч. Появились они и в других странах, где велика доля русскоговорящего населения, – от Эстонии до Израиля. Только с начала нынешнего года было заблокировано более четырех тысяч подобных групп – более 70 групп в стуки. Новые формы и факторы появляются быстрее, чем мы на них реагируем. Сейчас мы работаем с последствиями, а надо на опережение. Должно быть понимание, что проблема детских самоубийств – это не проблема конкретной семьи или педагога (школы), это проблема безопасности нашего государства. Общество, видя волну детских суицидов, постепенно ввергается в состояние массового шока. Может формироваться коллективное непринятие политической системы, которая неспособна обеспечить безопасность нового поколения. И очень важно, что сегодня на площадке ОП РК у нас есть возможность с привлечением общественности и журналистов обсудить эти проблемы.

И вопросов было очень много, начиная с того, в каком возрасте разрешать детям становиться пользователем соцсетей, и заканчивая тем, как освещать проблемы суицидального поведения в СМИ, когда ограничения на каждом шагу. Сегодня журналист не имеет права рассказать о попытке суицида: если хоть одним словом он обмолвится о способе ухода человека из жизни – последуют карательные действия со стороны Роскомнадзора. В профессиональном журналистском сообществе по этому поводу не умолкает дискуссия: в таком случае надо запретить подросткам читать классику, которая есть в школьной программе – «Анну Каренину», к примеру… «Ищите другие способы изложения, иные слова», – этим высказыванием одного из участников «круглого стола», психолога, были озадачены присутствующие журналисты, и не только.

Рисунок на заборе - крик о помощи? Фото: Татьяна Смирнова
Рисунок на заборе — крик о помощи? Фото: Татьяна Смирнова

Общество, которое с подачи власти уподобляется страусу, прячущему голову в песок при виде опасности, обрекает себя на новые проблемы. Особенно когда общество само, опять же не без участия власти, вольно или невольно загоняет детей к компьютерам. Другого-то не дано. Правильно сказал сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Республики Карелия Сергей Прудников: у детей в последние годы в результате тотальной оптимизации отобрали «дополнительное образование» – творческие кружки, спортивные секции, музыкальные школы, где дети проводили значительную часть своего досуга, а родители были спокойны за своих чад.

Слова эксперта подтвердила заместитель министра образования Карелии Наталья Волкова, сообщив, что в результате оптимизации в школах республики остались только 41 процент психологов и 51 процент социальных педагогов. Детям и родителя порой не с кем и посоветоваться в критической ситуации.

Министерство образования Карелии. Фото: Валерий Поташов
Министерство образования Карелии. Фото: Валерий Поташов

Не знают многие взрослые, как правильно рассказывать детям об опасности участия в «группах смерти», куда они заглядывают зачастую из любопытства. Наталья Волкова привела очень показательный пример: будучи в командировке в одном из северных районов Карелии она встретила учительницу, которая рассказала, чем закончилась ее «профилактическая беседа» с шестиклассниками о группах смерти «синий кит». На другой день шестиклашки с восторгом рассказали своему педагогу, что такое «синий кит», самостоятельно изучив «заданную тему» в интернете.

Во время «круглого стола» вспомнилась проникнутая болью за подрастающее поколение речь кинорежиссера Александра Сокурова на вручении премии «Ника». Он сказал, обращаясь к власти, к президенту: «Научитесь слышать и слушать детей…». Понятно, что эти слова Сокурова были вызваны событиями 26 марта, когда тысячи жителей России вышли на митинги против коррупции, и среди протестующих как никогда много оказалось школьников и студентов, многие из которых подверглись задержаниям.

Эксперты «круглого стола» об этом и говорили: надо научиться слышать детей. Но пока наше государство не в том состоянии, чтобы слышать граждан, а уж тем более – детей. Увы…