При всей своей нелюбви к государству я все-таки стараюсь не нарушать законы той страны, где живу или где мне приходится бывать, и если порой получаю штраф за превышение скорости, предпочитаю оплачивать его сразу – и не потому, что опасаюсь быть однажды остановленным на таможне за неисполненные обязательства, а потому что считаю это проявлением гражданской ответственности. Вот и месяц назад, когда мне пришло заказное письмо из администрации Петрозаводского городского округа с уведомлением о времени и месте составления протокола о совершенном мной правонарушении, я не стал дожидаться указанного в письме срока, а позвонил в управление муниципального контроля, чтобы выяснить, что я, собственно, нарушил и, если в этом, действительно, есть моя вина, какое наказание я должен за нее понести. Оказалось, что речь идет о – цитирую – «размещении транспортных средств на территории общего пользования населенных пунктов», в моем случае – о парковке автомобиля частично за пределами дорожного бордюра.

Честно скажу, стараюсь не заезжать на бордюр даже зимой, когда в Петрозаводске и бордюров-то не видно из-за снежных сугробов, но тут, как говорится, бес попутал. И полностью признав совершенное правонарушение, за которое предусмотрен денежный штраф, я собирался было сразу искупить свою вину перед муниципалитетом, где мое транспортное средство оказалось «размещено на территории общего пользования». Но тут выяснилось, что бюрократическая машина куда менее маневренна, чем любое транспортное средство.

Бюрократическая машина не такая маневренная, как любое транспортное средство. Плакат советских времен
Бюрократическая машина не такая маневренная, как любое транспортное средство. Плакат советских времен

Составление протокола об административном правонарушении в помещении управления муниципального контроля было назначено только на последнюю декаду июля, хотя факт правонарушения был зафиксирован еще…первого июня! Но когда я пришел в управление, чтобы ознакомиться с протоколом, поставить необходимые подписи и получить, наконец, квитанцию об уплате штрафа, оказалось, что рассмотрение этого протокола чиновниками городской администрации состоится еще через неделю. Видя мое недоумение, сотрудник управления муниципального контроля только развел руками: «А что мы можем сделать? И зачем нужно было эту функцию забирать у ГИБДД?».

И действительно: зачем? Как я понял из протокола, факт правонарушения – «размещения транспортных средств на территории общего пользования населенных пунктов» – был зафиксирован с помощью фотосъемки инспектором дорожно-патрульной службы, и, на мой взгляд, было бы совершенно логично, если бы ГИБДД выслала мне в итоге квитанцию об уплате штрафа с документами фотофиксации, как это бывает при превышении скорости. Однако вместо этого сотрудники ГИБДД отправляют документы в городскую администрацию, там заводят дело об административном правонарушении, высылают виновнику заказным письмом уведомление о дате и месте составления протокола, потом составляют этот протокол и лишь затем рассматривают это дело на заседании административной комиссии. Причем, как пояснил мне все тот же сотрудник управления муниципального контроля, присутствие самого виновника правонарушения на заседании комиссии, как, впрочем, и при составлении протокола, не обязательно.

И вот тут возникает резонный вопрос: а покроет ли сумма штрафа хотя бы те затраты, которые понесли и ГИБДД, и городская администрация на оформление всех бумаг и их рассылку? Полагаю, благоустройству территории карельской столицы от этого штрафа не достанется ни копейки, и, когда мне придет, наконец, квитанция, я буду знать, что оплачиваю не столько свое правонарушение, сколько всю последующую волокиту, поэтому заезжать на бордюр точно больше не буду. Бюджет жалко.