Задолго до очередной годовщины окончания войны, которую каждый родившийся в Советском Союзе знает как Великую Отечественную, на обочине разбитой будто после бомбежки дороги, связывающей Петрозаводск с отвоеванным у финнов городком Суоярви, появился предприимчивый гражданин, торгующий наклейками к Дню Победы. А в самой карельской столице одна из фирм украсила фасад своего офиса яркими баннерами «За Родину!», «На Берлин!», «Мы победили!», «Наклейки на авто к 9 мая». И, судя по тому, сколько машин проносится по городским улицам с излияниями благодарности «деду за Победу», бизнес этот дает неплохой навар.
Как оказалось, «наклейки на авто к 9 мая» стоят не дорого, и их вполне может позволить себе не только обладатель продукции немецкого автопрома – согласитесь: это же очень патриотично объезжать родные российские ухабы на «фольксвагене» или «мерседесе» с надписью «Мы победили!» или «На Берлин!», но и владелец стареньких «жигулей». За простенькую георгиевскую ленточку, которую можно наклеить на капот или крышку багажника, просят сто рублей, а за изображение Ордена Отечественной войны – триста. Но если брать символы Победы мелким оптом, можно даже сэкономить: к примеру, за десять наклеек полагается скидка в 30 процентов. Так что даже патриотизм, который президент страны объявил национальной идеей, бывает с дисконтом.
В общем-то, удивляться этому не приходится. Победа давно превратилась в России в бизнес-проект, который получает от государства солидные инвестиции, а то, что кто-то из предпринимателей решил сам подзаработать на «празднике со слезами на глазах» – так это банальное удовлетворение потребительского спроса. Видел ли кто-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне машину с наклейкой «Thank Granddad For The Victory!»? Думаю, что вряд ли. Нет спроса – нет предложения, хотя победу в войне с фашизмом и в США, и в Великобритании чтут не меньше, чем в России. Но, как мне кажется, акцент в этом почитании делается на окончании войны, а нам, как известно, «нужна одна Победа».
К сожалению, в последние годы в «празднике со слезами на глазах» остается все меньше слез. Помпезные парады, эстрадно-патриотические шоу и попсовые римейки самых трогательных советских фильмов о войне похожи на искусственный подсластитель, который должен скрыть подлинную горечь Победы, потому что, как отмечал еще в 80-е гг. писатель-фронтовик Виктор Астафьев, если назвать истинную цифру потерь в Великой Отечественной войне, то «вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови».
Однако на такой Победе бизнес не сделаешь. И когда страна, «выигравшая» самую кровавую в истории войну, живет беднее тех стран, которые эту войну «проиграли», власти не остается ничего иного, как залепить окна своим гражданам лозунгом «Мы победили!», тем более, что им этой Победы вполне хватает.