Мэру Сегежи Анатолию Лотошу надо обязательно просмотреть и прослушать онлайн-курс Ричарда Флориды о креативности и социокультурном проектировании. Наверняка, там прозвучат такие слова: «Города всего мира соревнуются за людей. Кто сможет привлечь больше студентов, кто убедит их остаться здесь после защиты диплома, кто заманит больше молодых специалистов, туристов, инвесторов? Будущее за теми городами, куда стремится поток заинтересованных людей. Комфортная и насыщенная жизнь превратит город в модное место. Сначала потянутся путешественники, любители впечатлений, потом – новые жители и инвесторы».

Ведь это очень созвучно тому, что говорит карельский губернатор при объяснении необходимости всесторонне поддерживать инвестиционные проекты, которые лично ему нравятся. Все объясняется «повышением качества жизни населения». Против этого не попрешь. Ведь всем хочется повышать качество собственной жизни или ожидать, когда оно будет повышено кем-то другим.

Такая вода в домах жителей Сегежи свидетельствует явно не о высоком качестве жизни. Фото: vk.com
Такая вода в домах жителей Сегежи свидетельствует явно не о высоком качестве жизни. Фото: vk.com

В подобные обстоятельства, однако, совершенно не вписывается постмодернистский призыв сегежского градоначальника: «Горячей водой пользоваться нельзя!». Ведь это какая-то совершено другая Сегежа. Надстроенная над Сегежей ностальгической и Сегежей индустриальной. Удивительно, что Лотош не заговорил о «самоорганизации местного сообщества». Это была бы фантастическая риторическая находка администрации городского поселения. Недостатком самоорганизации можно прекрасно оправдать бездействия местных властей.

https://www.youtube.com/watch?v=kCFV5kwxNZs

Мэр, наверняка, не знает, что подобная риторика укоренена в традиции обсуждения англо-саксонскими урбанистами проблем обездоленных слоев населения, сложившейся во второй половине XX века. К примеру, Уильям Уилсон сформулировал ее в виде дилеммы: недостает ли бедным организации, потому что они бедные, либо, наоборот, они бедные, потому что не могут организоваться? В то же время «ресурсное» мышление власти проявляется в том, что и на самоорганизацию горожан смотрят как на ресурс (для возникновения которого, однако, реально ничего не делают). Хотя власти об этом не задумываются и продолжают оперировать «индивидуальным самовыражением», «имиджевыми инновациями», «креативными индустриями», «символической экономикой» и, конечно, «территориальным брендингом».

Жажда «проектировать инновационный рост», на которой специализируются десятки приезжих агентств, не считая доморощенных «форсатейров», вредна в первую очередь тем, что она сокращает свободу управляемых. Ричард Флорида призывает не держаться за ЖКХ, тяжелую промышленность, «неподвижные» полезные ископаемые и их добычу, а переориентироваться на информацию и креативность как источники роста. Его основной тезис заключается в том, что, поскольку такие ресурсы роста куда более мобильны, чем традиционные, каждый город теоретически может стать процветающим.

Предвыборная агитация Анатолия Лотоша
Предвыборная агитация Анатолия Лотоша

Вот только чем чаще Анатолий Лотош будет выступать с видеообращениями, тем больше сегежан и жителей республики будут понимать, что причину и следствие путать все же не стоит. Во-первых, история успешных инновационных кластеров показывает, что во всех без исключения случаях города стали привлекательными, потому что преуспели в строительстве инфраструктуры и солидной экономической базы, а не наоборот. А во-вторых, способ наделения властью через волеизъявление тех людей, на которых эта власть затем будет направлена, называется выборами.