Билиба, Гусев, Кононов, Маршилов, Мухачев, Погребной, Семенов, Слесарев, Тимошенко, Трофимов, Хаянен … Кто все эти люди? Почему и зачем подали они заявки для участия в конкурсе на должность петрозаводского градоначальника? Они не понимают, что не будут отобраны в принципе? Они участвуют в конкурсе для массовки? Для создания иллюзии конкурентности? Им просто нечего делать, и потому они готовы потратить какое-то время на труд, имя которому – сизифов?

Удивительно, до какой степени перечисленные выше участники конкурса не отдают себе отчета в том, как формируются реальные практики реализации политической власти. Им бы почитать ставшие классическими пассажи про критерии выборов. Современной политологической науке известно, что ключевой характеристикой демократических выборов является конкурентность, которая сводится к созданию равных условий для всех участников выборов, в том числе оппозиции. Своеобразный парадокс заключается в том, что в силу естественного неравенства участников политического процесса в реальности придать всем выборам конкурентный характер невозможно. Более того, иногда оппозиция отсутствует как таковая, иногда она по тем или иным причинам отказывается от всякой борьбы (кстати, именно такой сюжет петрозаводчане наблюдает в нынешнюю «кампанию», ведь считать, что главой городского округа станет Сергей Пирожников или Алексей Гаврилов, совсем не приходится).

Само понятие «конкурентность», как правило, трактуется по-разному, и речь идет, по сути, не об одном, а о нескольких пересекающихся признаках. Например, альтернативные и безальтернативные, предсказуемые и непредсказуемые, конкурентные и неконкурентные выборы.

Фаворитом кампании по "выборам" сити-менеджера Петрозаводска считается исполняющая обязанности мэра Ирина Мирошник. Фото: petrosovet.info
Фаворитом кампании по «выборам» сити-менеджера Петрозаводска считается исполняющая обязанности мэра Ирина Мирошник. Фото: petrosovet.info

Под альтернативными понимаются такие выборы, когда количество участвующих в них кандидатов больше, чем число мест, на которые они избираются. Альтернативность создает условие для соревнования кандидатов между собой, но в реальности такое соревнование происходит далеко не во всех случаях. Выдвижение альтернативы кандидату-фавориту (сегодня таковым является Ирина Мирошник) может носить формальный характер, и его победа может быть легко прогнозируема уже на старте кампании. Таким образом, нельзя сводить конкурентность выборов к их альтернативности.

Измерение степени конкурентности и, следовательно, предсказуемости выборов не должно основываться на их формальном результате, поскольку к одному и тому же итогу могут приводить разные по своей сути процессы. К тому же определение предсказуемости выборов и их конкурентности представляет собой два совершенно разных вида оценки.

При разработке обоснованных критериев оценки выборов целесообразно исходить из того, что выборы как политический процесс имеют «объективную» и «субъективную» составляющие.

После "удаления" в отставку избранного мэра Петрозаводска Галины Ширшиной горожанам подсовывают иллюзию "выборов" сити-менеджера. Фото: Валерий Поташов
После «удаления» в отставку избранного мэра Петрозаводска Галины Ширшиной горожанам подсовывают иллюзию «выборов» сити-менеджера. Фото: Валерий Поташов

С одной стороны, результат выборов зависит от соотношения сил участников (кандидатов). Каждый из них обладает конкретным набором ресурсов: финансовых, организационных, медийных (зачастую этот список может быть дополнен: административных, информационных, статусных, интеллектуальных и т.д.). Общеизвестно, что, определяя стратегию избирательной кампании, кандидаты и их штабы в значительной степени исходят именно из оценки своих возможностей и возможностей противников.

Фиксируемое соотношение сил и ресурсов может быть таково, что основной результат выборов оказывается предопределенным, вне зависимости от хода кампании, действий кандидатов и их штабов. Такие выборы можно обоснованно называть «предсказуемыми». Наоборот, если анализ соотношения ресурсов кандидатов не позволяет предвидеть результаты, то выборы относятся к категории «непредсказуемых».

Депутат парламента Карелии Анна Позднякова, возглавляющая Корпорацию развития республики, намерена стать сити-менеджером Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
Депутат парламента Карелии Анна Позднякова, возглавляющая Корпорацию развития республики, намерена стать сити-менеджером Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

В петрозаводском кейсе вся предсказуемость сводится к известному противоречию региональной (их кандидат – Анна Позднякова) и столичной/городской (Ирина Мирошник) властей. В этой связи комплексное требование альтернативных, конкурентных и непредсказуемых (с точки зрения результата) выборов не является обоснованным, так как критерием предсказуемости выборов является именно начальная расстановка сил.

Кандидаты-лидеры, сознавая свою «непобедимость», могут и не задействовать всех своих ресурсов в ходе кампании, вследствие чего они могут победить и с небольшим преимуществом. При этом, чтобы выборы были предсказуемыми, не всегда обязательно значительное различие совокупных потенциалов кандидатов. Мы наблюдаем ситуацию, когда потенциалы двух кандидатов различаются, казалось бы, не слишком существенно, но их группы поддержки довольно жестко разделены в плоскости поддерживающих кандидатов политических сил. Кстати, интересно отметить, что своих кандидатов не назвала партия власти, что опять же указывает на непреодолимый конфликт региональной и городской администраций.

Опять же известно, что запрограммировать предсказуемый и неконкурентный характер выборов достаточно просто, если есть возможность заранее перераспределить ресурсы. Особенно благоприятные условия для этого существуют у организаторов выборов в условиях так называемого «электорального авторитаризма», пример которого мы и наблюдаем в эти дни в Петрозаводске. Для подтверждения этого тезиса достаточно перечитать список членов конкурсной комиссии по отбору кандидатов.