Вне зоны доступа

0
762
Когда чиновники рассказывают о том, что федеральные дороги в Карелии лучше, чем в Финляндии, в карельской глубинке вынуждены ездить почти по полному бездорожью. Фото: vk.com
Когда чиновники рассказывают о том, что федеральные дороги в Карелии лучше, чем в Финляндии, в карельской глубинке вынуждены ездить почти по полному бездорожью. Фото: vk.com

В Калевальском районе Карелии разговоры о скорой ликвидации муниципального образования ведутся постоянно. Население обеспокоено продолжающимся оттоком из района организаций и учреждений, которые перманентно перетекают в Костомукшу. В прошлом месяце еще одна структура «переехала» по новому адресу – Калевальский районный военный комиссариат приказал долго жить. Теперь и призыв на военную службу для жителей района начинается с вынужденных путешествий в соседний город.

Между тем, ни республиканская, ни районные власти нисколько не озабочены проблемой ухода «государевых структур» из района: понятно, есть объективная причина, и вопросы оптимизации и сокращения штатов в этих структурах не входят в компетенцию власти. Но вопрос состоит даже не в том, почему жители района за оформлением каждой ничтожной бумажки должны мотаться в соседний город, а в том, как это сделать?

Между районным центром и городом 150 километров паршивой дороги. Люди добираются до нужных учреждений, кто как может – своим транспортом, на попутках, на такси. Стоимость переезда туда-обратно в качестве попутчика достаточно высокая – 1000 рублей, а это для многих жителей района большая сумма. Автобусного сообщения между поселками района и Костомукшей нет и, видимо, не предвидится. Местная власть вообще самоустранилась от решения проблем транспортной доступности: твои проблемы – добирайся, как знаешь. Частные перевозчики с опаской смотрят на дорогу Калевала-Костомукша, резонно предполагая, что ремонтно-технические издержки этого маршрута в разы превысят доходы от продажи билетов.

Дорога на Костомукшу. Фото: vk.com
Дорога на Костомукшу. Фото: vk.com

В Калевале горько шутят, что бесплатно в Костомукшу ездят только покойники и «суточники». И то – только в одну сторону. Первых, в случае необходимости, туда отправляют на вскрытие, вторых – к месту отбывания административного «срока». По отбытию оного – добирайся обратно до дому как знаешь – хоть пешком, хоть на лыжах, учитывая наступившую зиму. И в этом плане «суточникам» все-таки проще, чем покойникам. Хотя последним уже все равно.

Пока еще ходят автобусы в Петрозаводск и на станцию Кемь, эти маршруты обслуживают местные предприниматели. Но, учитывая дорожные условия и отдаленность Калевальского района от центра, поездки эти тоже «влетают в копеечку». В соцсети «Вконтакте» активно работают местные сообщества, где можно либо отыскать попутчиков, чтобы «отбить» потраченный бензин, либо найти место в машине и доехать до нужной точки с большим комфортом и по более-менее щадящей стоимости. Тем более что сбои в отправлениях «официальных автобусов» случаются регулярно. Такие паблики уже стали саморегулирующимся общественным инструментом по решению тех задач, которые, по идее, входят в компетенцию местных и республиканских чиновников.

Региональная трасса на Кемь с "твердым" покрытием. Фото: Надежда Васильева
Региональная трасса на Кемь с «твердым» покрытием. Фото: Надежда Васильева

Несмотря на то, что республиканские министры бодро рапортуют федеральным министрам о том, что в Карелии дороги лучше, чем в Финляндии, жители Калевалы думают, что дела обстоят не просто иначе, а гораздо хуже: в сравнении с соседней страной дорог у нас просто нет. Хотя опять же, шутят калевальцы, не факт, что мы до сих пор входим в состав Карелии, ибо все достижения республики о которых рассказывает карельское правительство, соответствуют Калевальскому району с точностью до наоборот.

На сегодняшний день Калевальский район располагает сетью дорог общей протяженностью 456 километров. Сеть дорог, как констатируют официальные власти, представлена, в основном, ведомственными дорогами низкого качества. Единственная дорога регионального значения проходит от трассы «Кола» до пропускного пункта «Лонка». Региональная дорога своим состоянием от ведомственных ничем не отличается – такое же низкое качество, в период межсезонья переходящее в критическое, а с приходом зимних снегопадов – в непроезжее. Зима только началась, а проблемы с передвижениями по нечищеной дороге уже начались. Но все возмущенные комментарии калевальцев в Интернете – это глас вопиющего в пустыне.

Ремонт методом "мягким по твердому". Фото: Надежда Васильева
Ремонт методом «мягким по твердому». Фото: Надежда Васильева

В 2016 году Калевальский район оказался в стороне от республиканских программ по строительству и ремонту дорог. Не стоит, видимо, ожидать изменения ситуации и в 2017, и в 2018 годах. Кто будет вкладываться в депрессивный, агонизирующий район, где доживают свой век чуть более семи тысяч человек? Не те нынче времена: слабые и больные в кризисные годы должны либо сами выкарабкаться, либо тихо помереть на своей обочине. И уже не далек тот момент, когда район окажется в дорожной изоляции из-за банально рухнувшего моста или провалившейся дороги. Той самой, которая в умах карельских министров, лучше, чем в соседней Финляндии. А зима впереди долгая…