Новоявленное министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия запустило свой сайт: http://economy.karelia.ru. Говорят, что министр очень доволен и в приватной беседе, пребывая в волнительно-приподнятом настроении, не без гордости озвучил свою очередную идею: «Теперь адрес сайта можно разместить даже на пластиковых стаканчиках». Эти слова, конечно, очень насторожили и одновременно позабавили любителей исследовать чиновничьи Интернет-ресурсы.

На самом деле в словах министра содержится очень важный отсыл. Связан он с вызывающими исключительно недоумение вопросами. Что представляет собой аудитория рассматриваемого сайта? Кто эти люди? Каковы их пользовательские предпочтения? Это сами чиновники? Инвесторы, в том числе иностранные? Республиканские предприниматели? Журналисты, желающие получить важную информацию о социально-экономическом положении Карелии из первых рук?

В попытке обнаружения ответа хоть на часть вопрошаний стоит обратиться к самой совокупности Интернет-страниц. На «роже» нас встречает фотография карельского пейзажа. Вероятно, зимнего или ранневесеннего. Нет ни людей, ни промышленных предприятий, ни проблесков устремлённого в светлое будущее экономического развития. Только лес и скованная льдом озерно-речная вода. Среди зарослей виднеется прибитый на деревья баннер, содержание которого, однако, прочитать невозможно, но очень похоже на «Купание запрещено». Небо разрезано узнаваемым следом челябинского метеорита. В общем: Welcome to Karelia!

Однако не все так просто. На сайте полностью отсутствуют иноязычные версии. Ни одной страницы на иностранщине. Нет даже стандартной выжимки, содержащей контактную информацию, на английском, финском, китайском … Зато обнаруживается кнопочка, позволяющая перейти на «версию для слабовидящих». В принципе, очень патриотично и полностью соответствует текущему охранительно-политическому моменту. В условиях санкций и контрсанкций республике не нужны иностранные инвестиции, новые технологии и прочие драйверы модернизации. А если и нужны, то как-то в обход министерского сайта.

Министерство экономического развития и промышленности Карелии. Фото: Валерий Поташов
Министерство экономического развития и промышленности Карелии. Фото: Валерий Поташов

Сложно сказать, нужны ли Карелии слабовидящие предприниматели, но это, вероятно, требование дня. Хотя, конечно, дня уже не вчерашнего, а позавчерашнего. Поскольку требованием дня вчерашнего является мобильная версия сайта. В целом складывается впечатление, что создатели ресурса не замечают произошедшее глобальное изменение технологического сценария. Теперь мобильных устройств больше, чем компьютеров. Поэтому большинство пользователей даже не думает о том, как сайты могли бы выглядеть на нормальных экранах, а просто открывают их со смартфонов. Отчего и главное правило интерфейсостроения остаётся неизменным: чем больше экран, тем лучше интерфейс. Но на ближайшие годы, пока подавляющее большинство пользователей осваивает взаимодействие с информацией на мелких экранах смарт-телефонов и планшетов, качество уходит на второй план. Но о важном переходе к хорошему и удобному в министерстве, видимо, просто не догадываются.

Из таких деталей складывается общее впечатление. На сайте плохо все. Переизбыток элементов, неумение пластически увязать детали композиции, плохо читаемое расположение букв и полная вторичность сюжета. Лишнее подтверждение известного тезиса, в соответствии с которым республиканским чиновникам надлежит запретить принимать решения по дизайну, композиционным и формопластическим решениям.

Но, может, имеется хотя бы актуальная и полезная информация?

Раздел «Деятельность». Подраздел «ФЦП «Карелия-2020»». Один-единственный PDF-файл с текстом прошлогоднего постановления российского правительства!

Раздел «Обращения граждан». Подраздел «Обзоры обращения граждан». Пока только один, но очень многобуквенный обзор, заканчивающийся загадочными словами: «У министерства появился свой официальный сайт» … Как будто пользователь об этом не знает, находясь на самом сайте! И дальше «необходимые» пояснения: «С его помощью будет установлена постоянная обратная связь с жителями республики по интересующим их вопросам. Особенно важно то, что на сайте есть специальный раздел «Обращения граждан», который создан для оперативного интерактивного общения с населением». Это при том, что именно в этом разделе и находится случайный юзер (житель республики).

Проявим терпение и перейдем в раздел «Обращения граждан», подраздел «Электронные обращения». В пять полей шаблон, перед которым совершенно убийственное напутствие: «Убедительная просьба связаться с нами по телефону (8142) 792-423 и уточнить дату и номер регистрации Вашего обращения. Обращение, направленное в электронном виде, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения». Зачем связываться по телефону? А можно просто позвонить и не заполнять форму «электронного» обращения? Но тут же приписка: «Ваше обращение должно быть зарегистрировано в Министерстве в течение 3-х дней со дня поступления».

За все время работы с Интернет-рекламой и организацией любых медийно-творческих процессов, автор этого материала вывел для себя важное правило. Можно делать что угодно и как угодно, но главное, чтобы в основе деятельности лежал принцип. Принцип может быть любым. Много разных принципов – тоже хорошо. Например, всегда выкидывать первый показанный эскиз. Или писать все заголовки без прилагательных. Или красить боковинку майданно-оранжевым. Или что угодно еще. Наличие принципа – одна из самых понятных и удобных форм самоограничения. Нет ничего хуже и бессмысленней работы без принципа. Хотите убедиться сами – посетите сайт министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия. Ответственные сотрудники, наверняка, обрадуются незатейливому росту посещаемости. Если, конечно, они знают, что это такое.