Первый летний месяц закончился, в разгаре отпускной сезон. Но обещанные правительством Худилайнена-Тельнова самолеты не начали доставлять жителей Карелии к теплым морям, пляжам и санаториям. Не заработали ни регулярные, ни сезонные авиалинии, которые помогли бы северянам быстро, удобно и доступно путешествовать.

А начиналось, как всегда, все очень оптимистично. «Для того, чтобы в летний сезон жители Карелии имели возможность летать на южные курорты из Петрозаводска, Глава Карелии Александр Худилайнен дал поручения правительству республики по организации наиболее комфортного обслуживания пассажиров и организации авиарейсов.» Но, видимо, региональное правительство игнорирует поручения главы. Или просто в обстоятельствах отсутствия собственной авиакомпании республиканские власти не могут договориться с теми, от кого непосредственно зависит организация новых рейсов.

Идея об удобных «стыковочных рейсах через аэропорт «Домодедово» в крупнейшие южные аэропорты страны, такие как Сочи, Анапа и Симферополь» не реализована. Ни «Сибирь» (S7), ни «Уральские авиалинии», ни «Победа», ни «Россия» не стали летать в республиканскую столицу. За счет прямых дотаций из скудеющего бюджета региона обслуживание поддерживает только «Руслайн». Хотя, как известно, при прочих равных условиях и жители Карелии, и ее гости отдают обоснованное предпочтение железнодорожному сообщению.

В Карелию летают только самолеты компании "Руслайн" и только благодаря бюджетной поддержке. Фото: rusline.aero
В Карелию летают только самолеты компании «Руслайн» и только благодаря бюджетной поддержке. Фото: rusline.aero

Например, в связи с трагическими событиями на Сямозере в последние две недели в республику направился дополнительный поток столичных спасателей, следователей, проверяющих, журналистов, но практически все они путешествовали или чартерами, или как пассажиры ночного поезда.

Происходящее в сфере выполнения/невыполнения обещаний карельского правительства представляется ещё более странным на фоне чувствительного сокращения пассажиропотока российских авиакомпаний. На внутринациональных линиях имеет место беспрецедентный спад в 14,3% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Конечно, одной стороной медали является фактор снижения платёжеспособного спроса. Но другая-то связана с объективной возможностью «переключения» самолетов с массовых направлений на такие, как петрозаводское.

Однако для этого нужны привлекательные условия. Прежде всего, связанные с процедурами администрирования на региональном уровне. Ведь реальный бизнес-климат складывается из ответственности правительственных чиновников за экономику республики. За конкурентоспособность, в том числе при сравнении с регионами-соседями. За развитие, прежде всего, частного бизнеса, который уже давно доказал, что он значительно эффективнее любой госкомпании, но при этом ещё и на порядок требовательнее к проявлениям коррупции. А что можно ожидать, если республиканский чиновник начинает размышлять о содействии предпринимательству с вопроса: «Что от этого получу лично я?»?