Отчетность депутата: право, а не обязанность?

0
900
Плакат советских времен
Плакат советских времен

Как известно, муниципальные депутаты в соответствии с законодательством несут ответственность перед населением (избирателями). При этом форму отчета о своей деятельности они вправе выбирать самостоятельно, например, опубликовать отчет в средствах массовой информации или отчитаться на собрании с избирателями, либо выступить с докладом на сессии совета, предварительно оповестив граждан об этом.

На бумаге такая правовая возможность неплоха: население уполномочивает лицо представлять их интересы, значит, оно вправе и требовать отчетности, как депутат выполняет возложенные населением на него обязанности. Казалось бы, очевидная логическая цепочка, которую в уме должен уметь составлять каждый избранный депутат, и поступать  в соответствии с ее выводами, а именно: представлять отчеты о своей деятельности избирателям. Но российский закон любит играть с терминами, которые допускают для депутатов (да и для  иных представителей власти) возможность уклоняться от выполнения своих обязанностей. Существующее недоразумение можно было бы списать на отсутствие достаточной квалификации у законодателей, но тогда мы должны напрочь забыть о законах регулирующих нашу с вами жизнь. А они сплошь изобилуют императивным характером и временными категориями, отступление от которых грозит если не лишением свободы, то внушительными штрафами.

Рис: Caricatura.ru
Карикатура с сайта Сaricatura.ru

Вот и в данном случае, отчетность депутатов перед населением вынесена законом в категорию обычных «взаимоотношений депутата и населения». А категория «обязанности депутатов» по своей основной части относится  к полю регулирования муниципального представительного органа.  А значит, если на выборах вы голосовали осознанно и вдумчиво, то тогда вы имеете более или менее вменяемый местный совет, который  сразу же принялся устранять этот пробел и занялся  разработкой поправок в устав муниципального образования. Если такого не произошло, то значит, вы не совсем ответственно подошли к последним выборам.

Группа карельских активистов решила проверить представительный орган Петрозаводского городского округа и направила ряду местных  депутатов обращения с просьбой/требованием отчитаться за свою деятельность. Количество полученных ответов говорит само за себя – 0.

Жители Петрозаводска не смогли добиться от своих депутатов отчета о работе. Фото: Валерий Поташов
Жители Петрозаводска не смогли добиться от своих депутатов отчета о работе. Фото: Валерий Поташов

Два года назад аналогичное  требование было отправлено в совет Медвежьегорского района, количество ответов полученных от депутатов – 0.

В Медвежьегорском районе данные результаты можно списать на неконституционную (на мой взгляд) модель формирования представительного органа через делегирование. А вот результаты, полученные в Петрозаводске, не поддаются никаким разумным объяснениям. Абсолютная оторванность депутатского корпуса, непонимание цели своего нахождения в статусе депутата.

Уставы Медвежьегорского района, Сегежского района содержат абсолютно неконкретную формулировку  «депутат информирует о своей деятельности», а в уставе Кондопожского района в принципе не существует раздела «обязанность депутатов». Да и, правда, какие у них могут обязанности? Устав Петрозаводского городского округа содержит отсылочную норму,  что порядок отчетов регулируется решением совета. Обнаружить такое решение не удалось.

Здание администрации Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
Здание администрации Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Главный аргумент, который мы может слышать от защитников  сложившегося положения дел: «У всех так! Зачем нам отвлекать себя от работы ненужными бумажками!». Ненаучный аргумент легко опровергается ненаучным методом «пальцем в небо».  Для этого необходимо просто открыть несколько сайтов муниципальных образований за пределами Карелии.

Устав городского совета муниципального образования город Набережные Челны:

«Депутат обязан отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год»

Устав муниципального образования «Момский район» Республики Саха (Якутия):

«Депутат в    срок,    установленный   уставом   муниципального образования,  или по требованию  избирателей  обязан  отчитываться перед    избирателями    округа   о   своей   работе»

Регламент Собрания представителей муниципального образования Суворовский район:

«Депутат обязан отчитаться перед своими избирателями (в избирательном округе) не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата, если под этим требованием стоит не менее 1% (но не менее 50) подписей от числа избирателей данного избирательного округа»

Устав городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района:

«Депутаты не реже одного раза в год в марте или сентябре обязаны отчитываться перед жителями на собрании граждан»

Ну и так далее …

Валентина Евсеева. Фото: vk.com
Валентина Евсеева. Фото: vk.com

В свете сложившего положения дел особняком стоит единственный в Карелии отчет депутата Медвежьегорского муниципального района Валентины Евсеевой. Ее отчет можно критиковать, можно спорить о неполных сведениях или о недостаточно хорошо проделанной работе. Но приверженность принципам открытости и отчетности, понимание смысла депутатской деятельности достойно уважения. Возможно, поднятая Валентиной Евсеевой планка станет обычным явлением через некоторое время – для этого нужно всего лишь ответственно подойти к своему голосу на ближайших выборах.