Оценка эффективности властных структур относится к числу самых сложных и противоречивых тем в общественно-политических науках. Налицо явственный контраст между огромной значимостью такой оценки и ее крайне слабой научной базой, неустойчивыми и размытыми концептуальными основаниями. Наиболее отчетливо этот контраст проявляется в случае политической эффективности, измерение которой нередко носит субъективный характер. Именно по данной причине оказывается востребованным метод экспертных оценок. И хотя очень часто измеряется некая общая эффективность государственных институтов без разбивки ее на политическую, экономическую, социальную и т.д., что, в принципе, обусловлено именно отсутствием концептуальной проработки этого вопроса, рассмотрение ситуации в динамике позволяет сделать важные выводы.

Ведь одно дело, если на вчерашнем совещании с членами правительства Российской Федерации президенту Владимиру Путину единоразово докладывают, что, например, в Карелии к 1 сентября 2017 года, когда заканчивается общенациональная программа, должны расселить 118 тысяч квадратных метров жилья, а сегодня «расселено только 13 тысяч, то есть 11 процентов от общего объема», а другое – если ситуация мониторится ежемесячно.

Хотя, конечно, для специалистов пара цифр может оказаться предельно наглядной. По невыполнению Программы расселения граждан из аварийного жилья карельскому правительству выставлен штраф в размере 133 миллиона рублей. Для этого, чтобы «почувствовать цифру», ее стоит сравнить с объемом финансирования всех мероприятий Федеральной целевой программы ««Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», запланированных к выполнению в текущем 2016 году. Это – 200 миллионов рублей. Получается, что региональные власти получают из федерального центра 200 миллионов, но одновременно из-за отсутствия адекватного администрирования другой программы оплачивают штрафную санкцию в 133 миллионов, не решая при этом важнейшую социальную проблему.

Кроме того, необходимо учитывать, что эффективность власти не может быть абсолютной. Не бывает эффективности вообще, поэтому принципиально важно определить, об эффективности относительно чего – или для кого – идет речь. Конечно, неизбежно возникает соблазн синтезировать оценки эффективности власти по разным ее измерениям и вывести общую оценку, построить рейтинг. Не отрицая ценности соответствующих попыток, заметим только, что подобный синтез требует очень тонкого аналитического инструментария, учитывающего, в частности, взаимосвязь между измерениями (как на концептуальном, так и на эмпирическом уровне), их веса и т.п.

Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов
Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов

И здесь принципиальным моментом выступает степень доверия аудитории к подготовленному и представленному рейтингу. Одним из реально уважаемых ранжиров является рейтинг Фонда «Петербургская политика», публикуемый с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.

9 февраля был представлен очередной – январский – рейтинг. С учетом недопустимо низкого рейтингового показателя главы Республики Карелия в оценках эффективности работы представителей губернаторского корпуса стоит обратить внимание на так называемые  «негативные события» (по определению самих авторов комплексного исследования). Они следующие:

— Признание городским судом Петрозаводска законности отставки мэра Галины Ширшиной.
— Отключение отопления в городе Суоярви из-за поломки оборудования в центральной котельной.
— Возбуждение уголовного дела о мошенничестве в отношении заместителя главы администрации Сегежи Алексея Сидоренкова.
— Наложение штрафа и аннулирование визы финскому журналисту за интервью с Галиной Ширшиной.
— 78-81-е место Александра Худилайнена в Рейтинге эффективности губернаторов ФоРГО.

Эксперты относят Карелию к регионам с низкой социально-политической устойчивостью. Фото: vk.com
Эксперты относят Карелию к регионам с низкой социально-политической устойчивостью. Фото: vk.com

Важно констатировать, что два «негатива» из пяти связаны с линией противостояния губернаторской администрации с теперь уже бывшей главой Петрозаводского городского округа Галиной Ширшиной. Казалось бы, разработчики рейтинга могли и «перевернуть страницу», признав свершившимся фактом «смену власти» в столичном Петрозаводске. Но ведь приводимая оценка в конечном счете ориентируется на другое. Она синтезирует эффективность региональной властной машины. И получается, что внутриэлитный конфликт не разрешён, а только сильнее обострен, а медиа-сопровождение противостоящих сторон «качает тему» по полной программе, что, конечно, в глазах жителей республики не добавляет «позитива» в оценке действующей власти.

Татьяна Становая. Фото: facebook.com
Татьяна Становая. Фото: facebook.com

Не менее интересно и то, как один рейтинг ссылается и учитывает информацию другого. Очевидно, что упомянутый Рейтинг эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) является «рабочим инструментом» для президентской администрации. Буквально пару дней назад один из ведущих российских экспертов Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий непосредственно заявила: «Прокремлевский Фонд развития гражданского общества раздает черные метки в своем рейтинге губернаторов. Посмотрите последние строчки – это и будут кандидаты на выход. На сегодня шаткое положение у Шевелева из Тверской области, Худилайнена (Карелия), Карлина (Алтайский край), Ястребова (Ярославская область)».

В заключение стоит отметить, что в рассматриваемом рейтинге Фонда «Петербургская политика» за январь 2016 года Карелия продолжает находиться в группе «регионов со слабой устойчивостью», что не может нравиться всем участникам политических процессов в республике. Однако собственно оценка административной эффективности власти связана в первую очередь с практиками государственного управления и бюрократии. Ведь упор делается на аполитичность и профессионализм чиновничества. С него и спрос.