После бурных общественных выступлений 2015-го уходящий год выглядел в Карелии вполне тихим, несмотря на федеральную, республиканскую и муниципальные избирательные кампании. Политическая активность жителей республики почти целиком ушла в социальные сети, откуда многие предпочли не выходить даже чтобы проголосовать на выборах. Однако в Интернете дискуссии вокруг политической и экономической ситуации в Карелии и России в целом отнюдь не потеряли своей остроты, а едкая сатира стала чуть ли не единственным оружием социального протеста, загнанного в жесткие рамки федерального и республиканского законодательства.

На фактический захват власти в Петрозаводске прогубернаторским депутатским корпусом городского совета, который отправил в отставку последнего избранного мэра карельской столицы Галину Ширшину и назначил на ее место подконтрольного сити-менеджера Ирину Мирошник, соцсети отреагировали мемом «Мэр – не настоящий!». А сатирический коллаж, изображающий госпожу Мирошник в образе переодетого в царскую одежду управдома Бунши из советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», разошелся десятками, если не сотнями перепостов в Facebook и «ВКонтакте».

"Мэр - не настоящий!". Сатирический коллаж из соцсетей
«Мэр — не настоящий!». Сатирический коллаж из соцсетей

Кампания за «удаление в отставку» Галины Ширшиной, точнее – абсурдные претензии, предъявленные ей депутатами Петросовета, сами по себе стали объектом насмешек в социальных медиа. «Это все Ширшина!» – еще один мем, родившийся на волне противостояния последнего избранного мэра Петрозаводска с губернаторской командой и городскими депутатами. Когда только не вспоминали эту фразу в уходящем году! И когда карельскую столицу завалило снегом, а назначенный Петросоветом сити-менеджер не смог организовать своевременную уборку дворов и улиц. И когда в Петрозаводске произошли очередные перебои с поставками сжиженного газа, и жильцы сотен квартир оказались лишены возможности приготовить пищу и помыться.

"Это все Ширшина!" - еще один мем 2016 года
«Это все Ширшина!» — еще один мем 2016 года

Досталось госпоже Мирошник от пользователей соцсетей и тогда, когда мэрия решила ввести Правила аккредитации журналистов при администрации Петрозаводского городского округа по образцу Федеральной службы исполнения наказаний. Эти правила изобилуют «шедеврами» чиновничьего нормотворчества: к примеру, документ обязал журналистов, получивших аккредитацию в мэрии карельской столицы, «всесторонне и объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о мероприятиях, проводимых администрацией, и не использовать свои права, предусмотренные действующим законодательством, в целях распространения слухов под видом достоверных сообщений». Аккредитованные при администрации журналисты, согласно правилам, «обязаны предоставлять интервьюированному должностному лицу администрации текст интервью и фотографии на согласование перед опубликованием». Кроме того, городская администрация потребовала от аккредитованных журналистов «оперативно предоставлять в пресс-центр материалы, касающиеся мероприятий администрации, опубликованные в представляемых ими изданиях». Не удивительно, что сити-менеджер Петрозаводска стала героиней очередного сатирического коллажа, напоминающего небезызвестный советский плакат «Не болтай!».

"Не болтай!". Фото из соцсетей
«Не болтай!». Фото из соцсетей

Однако, безусловно, мемом 2016 года стала «Карелфорния». Этот мем запустила генеральный директор «Корпорации развития Республики Карелия» Анна Позднякова, которая, выступая осенью на презентации в Торгово-промышленной палате России, нарисовала образ будущего приграничного региона в виде поистине фантасмагорического синтеза Карелии и Калифорнии, где сконцентрируются – цитирую – «российские элиты, живущие в привлекательнейших условиях гармонии с природой и участвующие в производстве инноваций, интеллектуальных, промышленных, культурных и туристических продуктов мирового масштаба». «Карелфорния» буквально взорвала социальные сети: по ним несколько дней гуляли демотиваторы, изображающие то Гоголевский мост в Петрозаводске в виде в Золотого моста Сан-Франциско, то группу Eagles, которая оказалась вынужденной переименовать свою самую знаменитую песню в Hotel Karelfornia.

Демотиваторы, посвященные "Карелфорнии"
Демотиваторы, посвященные «Карелфорнии»

А под занавес года свою порцию «славы» от Интернет-пользователей получил вице-премьер Карелии Юрий Савельев, который в социальной сети Facebook обвинил журналистов в неблагоприятном инвестиционном имидже приграничной республики. По словам правительственного чиновника, подавляющая часть карельских СМИ «гораздо охотнее провоцирует, освещает и тиражирует негатив и скандалы, смакуя их, о позитивных изменениях упоминая лишь сухо и вскользь». «Я уже как-то в одном из своих постов приводил слова одного из крупных инвесторов, который сказал: «Кто будет вкладывать в Карелию, когда в ваших СМИ лишь одни скандалы, криминал и негатив?». Причем считаю, что это диагноз: кто бы ни был в Карелии у власти – всегда в наших СМИ все будет плохо», – написал Савельев.

Посвящение вице-премьеру Карелии. Фото из соцсетей
Посвящение вице-премьеру Карелии. Фото из соцсетей

Журналисты-«вредители» не простили вице-премьеру этого выпада в свой адрес. На их страницах в соцсетях тут же появились язвительные картинки, предупреждающие потенциальных инвесторов о карельских СМИ, которые разрушают позитивный имидж республики. Между тем, перепост этих картинок для многих моих коллег стал, в общем-то, единственной возможностью выразить свое отношение к редакционной политике их изданий, где на критические публикации в адрес республиканских властей давно наложен негласный запрет.