В новостной телепередаче «Вести – Карелия» Александр Воронов, министр по делам молодежи, физической культуре и спорту Карелии, неожиданно представленный как «куратор строительства храма во имя пророка Илии», деловито рапортует, что «все работы закончатся к Дню воздушно-десантных войск». Все идет по плану, купола и кресты будущего храма уже освящены. Деревянное шатровое сооружение собирается из беленьких цилиндрованных бревен.

Оказывается, еще четыре года назад инициаторы строительства, которыми выступили «ветераны войн и родственники погибших солдат», получили благословения от Московского патриархата и Петрозаводской и Карельской епархии. Общественникам пошли навстречу в городской администрации и градостроительном совете. В начале этого года проект «поддержали Александр Худилайнен, Рашид Нургалиев и митрополит Константин». И, конечно, майские общественные слушания строительству нового храма дали зеленый свет.

Строительство храма поддержал губернатор Александр Худилайнен. Фото: gov.karelia.ru
Строительство храма поддержал губернатор Александр Худилайнен. Фото: gov.karelia.ru

Наверное, все сделано по закону. Наверное, большинство городских жителей приветствует возведение культового сооружения на Первомайском проспекте карельской столицы. Наверное, не стоит удивляться тому, как религиозная компонента навязчиво встраивается в социально-политическую ткань современного Петрозаводска. Но хотя бы в рамках данного текста у автора есть возможность высказать свое особое мнение.

Да, новостной контент на регулярной основе наполняется фактами и указаниями на события, показывающими формирование абсолютно нового способа и стиля взаимодействия политической элиты республики и представителей духовенства. Универсальным маркером нового в политической сфере стали участие государственных руководителей в публичных религиозных праздниках и мероприятиях. В городе возобновлены традиции массовых крестных ходов, в которых публично участвуют представители республиканского и городского управления. Правительственные средства массовой информации широко освещают деятельность религиозных институтов. Все это ставит в разряд актуальных проблему новой интеграции религиозно–светских практик в публичную сферу – через преломление ее социального, политического, экономического и культурного измерений.

На строительстве храма. Фото: Валерий Поташов
На строительстве храма. Фото: Валерий Поташов

С одной стороны, данная интеграция уходит корнями в исторически отработанные способы взаимодействия светской и религиозной форм жизни; с другой стороны, современная реальность активно влияет, если не полностью обусловливает то, как нынешняя православная церковь пытается представить себя в жизни петрозаводчан.

Свойственная структуре православного сообщества строгая иерархичность, субординация, лояльность в отношении к вышестоящим детерминирует поведенческие паттерны и корпоративный этикет членов губернаторской команды. Модели публичной репрезентации регионального «командного этоса» могут быть достаточно полно описаны с помощью предложенного американским социологом Ирвингом Гофманом «драматургического подхода».

Из выявленного им «театрального арсенала» чаще всего реализуются так называемая «мистификация». В этом случае происходит формирование искусственной «социальной дистанции» между собой и публикой, что вызывает благоговейный трепет. «Это помогает удерживать убеждения публики в подлинности спектакля. Главная базовая единица анализа – команда, а не личность. Команда – это «тайное общество». Шаг влево или вправо – ошибка и все может сорваться. Каждый зависит от других. Закулисная зона – зона неформальных действий. За кулисами не должно быть слушателей. Есть внешняя зона». Использование такой модели взаимодействия с горожанами (а теперь и электоратом) позволяет держать «командную оборону» и обеспечивает пресловутую «дистанцию власти». Хорошо организованный и отрежиссированный «спектакль» сводит на нет несанкционированное неформальное общение и позволяет поддерживать «верный» миф. В этих практиках светская власть полностью копирует религиозные риторические приемы.

В нынешней петрозаводской общественно-политической действительности религиозная составляющая играет немаловажную роль. Религиозный ренессанс посткоммунистического периода поставил под сомнение тезис о секулярном сознании советских людей, об эффективности многолетней политики государственного атеизма. Хотя, конечно, большая часть неофитов сделали свой выбор, исходя скорее из поиска новых смыслообразующих догм взамен утраченных коммунистических, или на волне мейнстрима, но кто-то вернулся к вере предков, кто-то – для формирования новой «мы–идентичности» и ради членства в новом сообществе.

Новый храм из оцилиндрованных брен архитектурным шедевром назвать сложно. Фото: Валерий Поташов
Новый храм из оцилиндрованных бревен архитектурным шедевром назвать сложно. Фото: Валерий Поташов

Беда заключается в том, что в рассматриваемом смысле современное городское пространство представляет собой «не только новую реальность, но и новую нормативную установку». Прямо на наших глазах формируется новая социально-политическая реальность, отличительной чертой которой является активное сближение, а иногда и взаимообусловленность секулярных институтов и религиозных норм. Но является ли это тем горизонтом событий, к которому нам, горожанам, нужно действительно стремиться?