Генплан Петрозаводска как пример земельного хаоса в лесном хозяйстве

0
407
Администрация Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
Администрация Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Несколько дней назад администрация Петрозаводска объявила о начале подготовки новой редакции Генерального плана города. Это событие, на первый взгляд, сугубо бюрократическое и не имеющее очевидного отношения к лесному хозяйству, на самом деле является важным этапом в развитии давней истории, начавшейся еще в 2008 году и прямо затрагивающей леса и работу органов управления ими республиканского и федерального уровней.

11 июля 2008 года решением Петрозаводского городского совета в Генеральный план города Петрозаводска были внесены изменения, включившие в границы города почти шестьдесят лесных кварталов Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия, находившихся, согласно статье 8 Лесного кодекса РФ, в собственности Российской Федерации. В последующие несколько лет ни органы управления лесами Республики Карелия, ни Рослесхоз не обращали на это события практически никакого внимания. Более того: в 2010 году Виктор Масляков, в момент принятия этого решения работавший мэром города Петрозаводска, был назначен руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. Лишь после изгнания Маслякова с этой должности начался долгий процесс возврата произвольно включенных в границы города лесных участков в федеральную собственность. 27 июля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесла определение № 75-КГ16-5, в котором, в частности, говорится:

«решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 августа 2015 года отменить и принять по административному делу новое решение суда, которым административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года N XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24 — 26, 32 — 36, 49, 50, 109 — 111, 113 — 120, 123 — 131, 134, 138 — 141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201 — 203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67 — 70, 78 — 80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия».

Экс-мэр Петрозаводска и бывший руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Фото: Губернiя Daily
Экс-мэр Петрозаводска и бывший руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Фото: Губернiя Daily

К настоящему времени это решение вступило в силу – через восемь лет после включения перечисленных лесных кварталов в границы города Петрозаводска, признанного теперь незаконным. Лесные земли успели уже в изрядной степени разбазарить – передать в собственность иных лиц, начать строительство разнообразных капитальных объектов. Теперь городским и республиканским властям предстоит решать очень непростую задачу: как вернуть ситуацию в правовое поле после того, как в течение восьми лет федеральный лес растаскивался и застраивался по усмотрению городских властей. Теперь администрация Петрозаводска предупреждает пользователей земельных участков, что вырубка зеленых насаждений в границах лесных кварталов, определенных решением Верховного суда РФ, может быть признана незаконной.

Подобные ситуации возникают по всей стране из-за тотального хаоса в учете земель лесного фонда, по закону находящихся в собственности Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 в действующей редакции, Рослесхоз определяет количество лесничеств и лесопарков, обеспечивает их проектирование, устанавливает их границы и обеспечивает их закрепление на местности. Тем не менее, по состоянию на 2015 год на государственный кадастровый учет было поставлено лишь 25,2% от общей площади земель лесного фонда. Фактически по трем четвертям земель лесного фонда, номинально (по Лесному кодексу РФ) находящимся в собственности Российской Федерации, это право собственности должным образом не закреплено, границы толком не установлены и на учет не поставлены. Именно это обстоятельство служит причиной массового растаскивания федеральных лесных земель самыми разными заинтересованными сторонами для самых разных нужд. Полтора года назад (в мае 2015 года) между Рослесхозом и Росреестром было заключено соглашение об информационном взаимодействии – предполагалось, что в рамках этого соглашения Рослесхоз предоставит Росреестру информацию о границах лесничеств и лесопарков в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Однако за прошедшие полтора года видимых изменений в учете земель лесного фонда не произошло, и основная их часть, в том числе в самых густонаселенных районах страны и в окрестностях городов, остается по-прежнему неучтенной.

Оригинал публикации: Лесной форум Гринпис России