Жители Карелии помнят громы и молнии, которые запускал глава республики Александр Худилайнен в сторону членов местного правительства после заслуженного им самим 17 февраля выговора от Путина (кстати, беспрецедентный случай – никогда еще президент лично не объявлял выговор губернатору) за провал программы расселения аварийного жилья. Ничтоже сумняшеся Худилайнен тогда отправил в отставку весь свой кабинет министров и объявил, что новая структура органов исполнительной власти будет утверждена после внесения изменений в Конституцию республики. Состав «нового» правительства губернатор обещал объявить 4 марта. Однако, как и предполагали политические аналитики, прекрасно изучившие манеру Худилайнена управлять республикой, сформировать структуру органов исполнительной власти к сроку не удалось, а то, что тяп-ляп в итоге получилось, было сделано исключительно ради пиара. В Москву донесли, что виновные наказаны. Наверно, рассказали, что власть в Карелии теперь будет работать намного эффективнее (чего только не придумаешь, чтобы успокоить Кремль!). А дала ли эта реорганизация хоть какую-то экономию (Путин личным примером, сократив в начале года 10 процентов федеральных чиновников, призывал к этому)? Нет, конечно! Проследим на примере трех министерств социальной направленности, которые попали под горячую руку реформаторов, чем обернулась эта реорганизация, и кто от нее пострадал, а кто получил бонусы и дивиденды.

Глава Карелии Александр Худилайнен. Фото: gov.karelia.ru
Глава Карелии Александр Худилайнен. Фото: gov.karelia.ru

Напомним, что в истории со срывом расселения аварийного жилья больше всего проштрафился карельский Минстрой, а реорганизации почему-то подверглись министерство социального развития и здравоохранения и министерство труда и занятости Карелии. В итоге социальное развитие отпочковалось от здравоохранения, слившись с трудом и занятостью. Возможно, логика в этой пертурбации и была, но она явно пришлась не ко времени. В первую очередь по причине сверхдефицитного бюджета республики, власти которой на протяжении трех последних лет в поисках источников пополнения бюджета со скандалами оптимизируют, а попросту сокращают финансирование здравоохранения, образования, социальной сферы и культуры, усложняя жизнь обычных бюджетников.

Сорвав установленные сроки, Худилайнен назначил руководителем нового министерства социального развития, труда и занятости Ольгу Соколову лишь 24 апреля, при этом оставив на несколько месяцев на своем посту министра труда Ивана Скрынникова. Начинаем  считать: из скудного бюджета Карелии выплачивалась зарплата сразу двум министрам. Правда, Ольга Соколова объяснила тогда, что функции по курированию вопросов социальной защиты перейдут в новый орган власти окончательно только в начале августа, после окончания процесса реорганизации.

Ольга Соколова. Фото: gov.karelia.ru
Ольга Соколова. Фото: gov.karelia.ru

Считаем дальше. Во время реорганизации прошла череда отставок высокопоставленных чиновников. Как рассказал «Чернике» источник в Минтруда Карелии, распрощался с госслужбой бывший первый заместитель руководителя этого ведомства Анненков, ушла в отставку и замминистра Торицына – оба с получением положенных им денежных выплат. В структуре нового министерства вместо отделов появились управления (это подразумевает более высокие оклады начальников). Считаем: неизвестно еще, сколько средств потребуется на печатание всевозможных бланков в связи с переименованием министерства и нескольких десятков подведомственных учреждений (центры занятости населения, центры социальной защиты, центры помощи детям, дома-интернаты для престарелых), а также постановка их на налоговый учет и другие манипуляции? Осведомленные люди говорят, что это сотни тысяч и даже миллионы рублей…

Надо понимать, что взять эти огромные суммы неоткуда, кроме как с подведомственных богоугодных заведений. Нам стало известно, что в ряде учреждений уже меняется бюджетная роспись и явно не в пользу социальной защиты граждан. Люди тайком говорят, что их учреждения в последнее время лишают средств на самое необходимое. А в перешедших после реорганизации на республиканское финансирование девяти центрах помощи детям (они заменили в Карелии детские дома) у педагогического персонала упала зарплата, и чуть не вдвое сократился отпуск.

«Мы надеялись, что проведенная в этом году реорганизация нашего учреждения повлечет за собой изменения в лучшую сторону. На деле же получилось обратное, – рассказывают в одном из центров помощи детям. – Мы переехали  из своего капитально отремонтированного в 2015 году помещения в здание, которое нуждается в серьезном ремонте: в аварийном состоянии канализационная система, течь кровли во многих помещениях, пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии и не обеспечивает должной безопасности воспитанников и коллектива работников. Кроме того. огромная прилегающая к зданию территория нуждается в соответствующем благоустройстве в целях безопасной эксплуатации. Остро стоит вопрос с обеспечением лекарственными средствами, питанием, одеждой и обувью подростков на зимний период. Оклад работников учреждения уменьшился после реорганизации, а дети, оставшиеся без попечения родителей, не получают уже много лет ежемесячные выплаты на личные нужды, так называемые «карманные деньги». Нам было обещано, что  в течение некоторого времени будут  решены вышеперечисленные вопросы и в настоящее время работы по преодолению этой ситуации ведутся. Однако недавно нам стало известно, что из бюджета учреждения, который и так невелик, намерены изъять 18 миллионов рублей. В связи с этим будут приостановлены обещанные мероприятия по обеспечению безопасного проживания и обеспечения самым необходимым несовершеннолетних. А значит останутся проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для комплексного обеспечения, развития и жизнедеятельности несовершеннолетних, что рекомендует нам Стратегия действий в интересах детей Республики Карелия».

Совсем недавно, на июльском заседании правительства Карелии министр Соколова отчитывалась об исполнении Плана по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовленного в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей, и для реализации которого была сформирована межведомственная рабочая группа под руководством заместителя главы республики Улич с участием представителей органов исполнительной власти Карелии, уполномоченного по правам ребенка Старшовой (где она сейчас, почему не вмешивается?), председателей общественных советов при региональных профильных ведомствах. Работали чиновники, засучив рукава.

Оксана Старшова и Ольга Соколова. Фото: gov.karelia.ru
Оксана Старшова и Ольга Соколова. Фото: gov.karelia.ru

В радужных красках министр описывала, как вырабатывалась модель центров помощи детям, где осуществляется круглосуточный прием и содержание детей, помощь родителям и детям в профилактике семейного неблагополучия, организация содействия устройству детей на воспитание в семью и сопровождение замещающих семей, а также оказание помощи лицам, которые завершили пребывание в организации для детей-сирот.

Чиновница сообщила, что сеть профильных организаций сократилась с 21-го до 11-ти учреждений: теперь в нее входят 9 вновь созданных центров, Ладвинский детский дом для детей с умственными нарушениями и специализированный дом ребенка. Центры подведомственны министерству социального развития, труда и занятости Карелии располагаются в Костомукше, Муезерском, Калевале, Кеми, Сегеже, Пудоже, Сортавале, Олонце и Петрозаводске. По словам Соколовой, в Карелии по состоянию на 1 июля 2016 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 2451 человек.

На июльском заседании правительства Карелии. Фото: gov.karelia.ru
На июльском заседании правительства Карелии. Фото: gov.karelia.ru

Что ж, мы теперь знаем, в каком плачевном финансовом состоянии находятся эти центры. Чиновникам надо обустраиваться, а дети подождут…

Карельская общественная организация защиты прав граждан «Согласие» обратилась к прокурору республики Карелия Габриэляну с просьбой провести проверку того, как проходила реорганизация социальных министерств. В частности, общественники просят установить, каковы источники финансирования данной реорганизации; были ли заложены средства в бюджете Карелии на 2016 год на процедуру реорганизации этих министерств; было ли утверждено решение о финансировании на Законодательном собрании РК; использовались ли для проведения данной реорганизации денежные средства подведомственных этим министерствам бюджетных организаций и в каком размере; какие средства в целом потребовались на проведение реорганизации трех социально значимых министерств?